Анализ стихотворения «весна, весна! как воздух чист» баратынского

Гдз по литературному чтению 4 класс, 1 часть учебника "школа россии" с 2019 года

Рефераты. Скачать реферат

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А. это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных — Середнякове.

«Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения — двусложная, с ударением на втором слоге.

Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.

Стихотворение рисует обобщенную картину весенней поры — здесь описывается и ледоход на реке («весной разбитый лед рекой взволнованной идет»), и таяние снега, обнажающего землю на полях («среди полей местами чернеет голая земля»), и утренний весенний туман («мгла ложится облаками на полуюные поля»). Весеннее преображение природы перекликается с переживаниями поэта, испытывающего сильные чувства. Ощущения влюбленного человека передаются автором не через прямое описание его чувств, а через отождествление с окружающей природой.

В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:

Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;.

Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:

Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет.

Последние строки стихотворения передают печаль, испытываемую поэтом от осознания того, что спустя несколько лет он перестанет любить «ланит спокойных пламень алый».

Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.

В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.

Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Птенчики уже подросли, и настало время для полётов.

Вожак стрижей толкнул Скрипа из норы, тот раскрыл крылья и взлетел.

Другие взрослые птицы-стрижи сопровождали его, не позволяя упасть.

Скрип проносился над различными просторами и вскоре понял, что справляется уже сам.

Его переполняли замечательные эмоции.

Восторженное состояние передают следующие слова:

«И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».

Такое ещё необычное, новое умение дало герою возможность увидеть всю окружающую красоту, открыть для себя новый мир.

Ведь ранее его кругозор был ограничен, а сейчас он не имеет краёв: летай сколько хочешь, смотри сколько хочешь, наслаждайся лёгкостью полёта сколько хочешь.

Несомненно, это было ощущения непреодолимого счастья.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весна, весна!.История создания – стихотворение написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления.

Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.

Композиция – композиция в стихотворении развивается последовательно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелёт в тёплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.

А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.

А также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.

Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в тёплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.

Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.

Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.

Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.

Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это всё благодаря таланту писателя.

История создания

Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! Как воздух чист” стало одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.

Нельзя доставать из гнёзд птенцов или каких-либо других животных.

Они очень пугаются и тяжело переживают это.

При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.

При этом автор называет мальчишек хорошими.

Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили её на волю.

Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.

Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.

А могло же всё закончиться по-другому.

Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.

Тогда всё закончилось бы плачевно.

Анализ стихотворения

«Весна, весна! как воздух чист!..» – одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия. Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения

Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

История создания

Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, – настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! как воздух чист” стало одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нем рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищен и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

  1. Неизвестный свет
  2. Мамина наука
  3. Стрижиха пропала
  4. Дружность стрижей
  5. Стриж научился летать
  6. Новое жильё
  7. В руках у мальчиков
  8. Тревожность стрижей
  9. Отправление в тёплые края

Я  начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».

Потому что они сразу дают возможность понять, о чём будет идти речь в рассказе.

Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.

И так дальше по плану.

Подсказка:

  • Пример пересказа произведения от имени стрижонка Скрипа
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Ответы к рабочей тетради 4 класса «Природа и мы» стр 75 — 82
  • Краткая биография Виктора Астафьева и презентация

________

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: