Содержание
Часть 1
Летописи. Былины. Жития
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда
И вспомнил Олег коня своего
Ильины три поездочки
Житие Сергия Радонежского
Проверим себя
Чудесный мир классики
Пётр Павлович Ершов
Конёк-горбунок
Александр Сергеевич Пушкин
Няне
Туча
Унылая пора! Очей очарованье!
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Михаил Юрьевич Лермонтов
Дары Терека
Ашик-Кериб
Лев Николаевич Толстой
Детство
Как мужик убрал камень
Антон Павлович Чехов
Мальчики
Проверим себя
Поэтическая тетрадь
Фёдор Иванович Тютчев
Ещё земли печален вид
Как неожиданно и ярко
Афанасий Афанасьевич Фет
Весенний дождь
Бабочка
Евгений Абрамович Баратынский
Весна, весна! как воздух чист!
Где сладкий шёпот
Алексей Николаевич Плещеев
Дети и птичка
Иван Саввич Никитин
В синем небе плывут над полями
Николай Алексеевич Некрасов
Школьник
В зимние сумерки нянины сказки
Иван Алексеевич Бунин
Листопад
Проверим себя
Литературные сказки
Владимир Фёдорович Одоевский
Городок в табакерке
Всеволод Михайлович Гаршин
Сказка о жабе и розе
Павел Петрович Бажов
Серебряное копытце
Сергей Тимофеевич Аксаков
Аленький цветочек
Проверим себя
Советуем прочитать
Словари
Часть 2
Делу время — потехе час
Евгений Львович Шварц
Сказка о потерянном времени
Виктор Юзефович Драгунский
Главные реки
Что любит Мишка
Виктор Владимирович Голявкин
Никакой я горчицы не ел
Проверим себя
Страна детства
Борис Степанович Житков
Как я ловил человечков
Константин Георгиевич Паустовский
Корзина с еловыми шишками
Михаил Михайлович Зощенко
Ёлка
Проверим себя
Поэтическая тетрадь
Валерий Яковлевич Брюсов
Опять сон
Детская
Сергей Александрович Есенин
Бабушкины сказки
Марина Ивановна Цветаева
Бежит тропинка с бугорка
Наши царства
Проверим себя
Природа и мы
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Приёмыш
Александр Иванович Куприн
Барбос и Жулька
Михаил Михайлович Пришвин
Выскочка
Евгений Иванович Чарушин
Кабан
Виктор Петрович Астафьев
Стрижонок Скрип
Проверим себя
Поэтическая тетрадь
Борис Леонидович Пастернак
Золотая осень
Сергей Антонович Клычков
Весна в лесу
Дмитрий Борисович Кедрин
Бабье лето
Николай Михайлович Рубцов
Сентябрь
Сергей Александрович Есенин
Лебёдушка
Проверим себя
Родина
Иван Саввич Никитин
Русь
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
Родине
Анатолий Владимирович Жигулин
О, Родина! В неярком блеске
Проверим себя
Страна Фантазия
Евгений Серафимович Велтистов
Приключения Электроника
Кир Булычёв
Путешествие Алисы
Проверим себя
Зарубежная литература
Джонатан Свифт
Путешествие Гулливера
Ганс Христиан Андерсен
Русалочка
Марк Твен
Приключения Тома Сойера
Сельма Лагерлёф
Святая ночь
В Назарете
Проверим себя
Словарик
Советуем прочитать
Основные (личностные) качества Ильи Муромца
Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.
Часто он побеждает врагов в одиночку.
Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.
Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.
За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Однако, княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Киева.
Таким образом, он предстает перед народом как герой идущий в бой во имя «вдов, сирот и малоимущих детишек». Илья не стал совершать подвигов во имя «собаки князя Владимира».
При победе над царем Калина, он ведет себя дерзко и даже буйно.
Во многих былинах образ Ильи Муромца соотносится с умудренным опытом человеком. Его изображают седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. Таким он нарисован и в картине Васнецова «Три богатыря».
Интересен сам факт передачи силы от Святогора, что имеет важный смысл.
Так в русском варианте сказок, показано четкое противопоставление Ильи Муромца и Святогора.
Литературное чтение
Три поездки Ильи Муромца
(Текст былины в пересказе И. Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали ему навстречу двенадцать девушек, среди них коро-левична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у неё задумано».
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная, золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
Рассердился Илья:
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.
А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано:
«Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил он три церкви каменные, чтобы было где от врагов спрятаться, от огня отсидеться. Остальное сереброзолото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
Проверяем свои знания
-
О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?
-
Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
-
Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.
-
Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
-
Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
-
Расскажи об Илье Муромце. Выбери опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию. Объясни свой выбор. Приведи примеры из текста былины.
-
Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.
- Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.
Для кого написаны ответы к учебнику литературное чтение Климанова, Виноградская за 4 класс?
Ответ однозначен: для родителей, бабушек, дедушек, нянечек, репетиторов и молодых учителей. Да, да, для учителей. Нередко приходится сталкиваться с их некомпетентностью. Не стоит давать детям в этом возрасте пользоваться готовыми домашними заданиями самостоятельно, поскольку это расслабляет, теряется настрой на учебу. Конечно, кто станет затруднять себя, когда можно все списать и не думать? Прочитали произведение, ответили на вопросы, открыли решебник и посмотрели, на верном ли вы пути. Имейте в виду, что если вы доверите весь процесс сверки домашней работы ребенку, он может пойти по этому пути с точностью до наоборот. Родители, кстати, зачастую уделяют мало внимания подготовке к урокам литературного чтения, а ведь это база для формирования речи, способности выражать свои мысли и быть правильно понятым, способности говорить правильно и образно. В жизни, несомненно, такие навыки пригодятся. Кому-то они даны от природы, но большинству над их преобретением нужно трудиться, причем делать это не в сознательном возрасте, а уже в начальной школе. Конечно, рабочему у станка такие навыки могут и не понадобиться, но всегда приятнее общаться с теми, кто умеет выражать свои мысли четко и понятно. Ясно, что оценки ребенка в начальной школе в огромной мере зависят от родителей ребенка. Родители, помогайте с уроками обязательно, научите чадо правильно пользоваться сайтами и не только искать информацию, но и уметь отфильтровыывать неправильное и ненужное. Научите пользоваться закладками в браузере, чтобы наработать свою базу сайтов, которым доверяете.
Погиб во время защиты Киево-Печерской Лавры
Считается, что Илия Печерский мог погибнуть при взятии Киева. В январе 1203 года на этот город напал князь Рюрик Ростиславич. Половцы, которые были его союзниками, разгромили Печерскую лавру.
По другой версии, он сам ушел иноком в Феодосиев монастырь после тяжелого ранения, который позже стал Киево-Печерской лаврой. Учитывая тот факт, что там нет жития Илии, можно сказать, что пробыл он там не так много. В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры до сих пор можно навестить мощи святого Илии.
В 1988 году провели экспертизу его мощей. Она установила, что легендарный Илия был высоким человеком – 180 см, что очень много для Средневековья. Причиной смерти стал удар от острого орудия, который попал ему в грудь, хотя богатырь пытался прикрыть ее рукой (прошел сквозь нее). Предположительно, он умер в возрасте 40-55 лет.
Илья Муромец — краткая биография
Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.
Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.
После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.
И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.
Калики предсказали также ему будущее о том, что он буде совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».
Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.
Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.
По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.
Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.
По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.
Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.
В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).
И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).
Путешествия Ильи Муромца
Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».
Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.
В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.
Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.
Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.
Примерный план обучения по чтению в 4 классе
Пособие разработано специально по методическим рекомендациям и включает в себя:
- летописи и былины;
- классические произведения известных авторов и устное народное творчество;
- стихотворения о природе Тютчева, Фета, Некрасова, Пастернака и других поэтов;
- сказки Бажова, Аксакова, Одоевского;
- детские и фантастические рассказы;
- произведения зарубежных писателей.
Учеников ожидает встреча с героями сказок «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «Город в табакерке», «О потерянном времени», «Русалочка», «Путешествия Гулливера» и других произведений. Несмотря на их кажущуюся простоту, в каждом тексте поднимается уже вполне взрослая проблематика. Детям предстоит задуматься о том, что хотел сказать автор, и сделать выводы.
1 ВОПРОСЫ. Стр. 39-51
2 ВОПРОСЫ. Стр. 59-61
31 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ
В первую очередь ученик должен выполнить домашнее задание самостоятельно. Хотя бы попытаться. Сделал — можно свериться с правильными ответами. Неправильно выполнил упражнение — повод проработать тему, разобрать, в чем допущена ошибка и почему нужно писать иначе. У нас весь материал аккуратно разложен по страницам. Их номера вы видите в верхней части экрана. Задали ребенку упражнение на четвертой странице учебника — кликайте по цифре 4 и ищите там ответ. А кнопочки вперед — назад внизу экрана помогут быстро переходить туда-сюда на 1 шаг.
Внешность богатыря
При описании Ильи Муромца следует более детально остановиться и на его внешнем виде. В былинах он описывается весьма скромно. Так, краткое описание гласит, что богатырь был высокий, так как его рост был выше ста восьмидесяти сантиметров. Телосложение у него было крепкое и могучее. Лицо доброе, но мужественное. Волевые черты лица сочетались с бородой, в которой уже виднелась седина.
Волосы у былинного персонажа кудрявые и светло-русые. Стоит с учениками остановиться подробнее в 4 классе и на характеристике Ильи Муромца. Так, стоит перечислить и то, из каких предметов состоят его доспехи:
- кольчуга;
- шлем;
- палица;
- щит;
- копье.
Внутренний мир героя
Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.
Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников
Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.
Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.
Ответы к страницам 19, 20, 21 и 22
Другие решебники 4 класс:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Окружающий мир
- Литературное чтение
Проверим себя
• Запиши своими словами, что такое летопись, былина, житие.
Летопись | Описание исторических событий в хронологическом порядке по годам |
Былина | Песнь, которая рассказывает о богатырях русской |
Житие | Рассказ о жизни человека |
• Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.
Сергий Радонежский | Варфоломей, почитается Русской православной церковью, встреча со старцем, благословение старца, основатель Троице-Сергиевой лавры |
Князь Олег | Великий князь киевский, основатель Древнерусского государства, поход на Царьград, необычный штурм города, обязал платить дань |
Илья Муромец | Богатырь, село Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников |
Рассказ о князе ОлегеПосле правления Рюрика на трон князя взошел Олег. Было это в 879 году.Князь прославился своими походами на врагов. Особенно важным историческим событием стал поход на Византию.В 907 году князь Олег собрал очень большое и могущественное войско с разных племен. И отправились они брать силой столицу Византии.Благодаря попутному ветру, Олег с войском легко смогли попасть к вратам столицы, соорудив колеса и поставив на них корабль.Придя к Царьграду, они очень сильно испугали греков. Ведь по пути они не оставляли никого из врагов в живых.Сначала те не хотели повиноваться и попытались отправить князя, подсунув ему ядовитое вино. Но Олег не стал его пить, ибо понимал зловещие намерения врагов.Поэтому греки начали просить мира у князя, не хотели они расставаться со своей жизнью.Тогда Олег приказал им раздать всему войску дань. И дать дары для русских городов. Византийцы согласились со всеми княжескими условиями.И вернулся Олег в Киев с прекрасными, дорогими дарами. После этого его начали называть Вещим.Когда-то Олегу кудесник сказал, что он умрет от своею коня. Поэтому князю пришлось с ним расстаться.Во время пира. Олег спросил о судьбе своего «товарища» и ему рассказали, что конь скончался.Олег пошел попрощаться со столь когда-то верным другом.И тут с костей коня вылезла змея, ужалила князя и тот умер. Так и закончилась судьба Вещего Олега.
• Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану.
• Характер героя (какой он?).
• Какие поступки он совершил?
• Как автор повествования относится к герою?
• Моё мнение о герое.Илья Муромец — русский богатырь, сильный, отважный, гордый и смелый.Он победил Соловья-разбойника, разбойничков, чужеземную рать.Автор любуется Ильей Муромцем, восхищается его стойкостью, силой, мужеством. Илья Муромец очень сильно любит свою родину и свой народ, ради них он готов пожертвовать собой.
• Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.
…Как далече-далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да подымалася:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор-богатырь;
Святогоров конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле, потешается:
Он бросает палицу булатную,Выше лесушки бросает да стоячего,Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает палица высоко под поднебесье,
Когда палица та вниз спускается,
Он подхватывает её да одной рукой…
• Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри? Запиши.Сила, выносливость, душевная доброта, мужество, честность, непоколебимость, мудрость, патриотизм.
• Отметь особенности, которые характеризуют былину.+ Герой всегда побеждает.
Всегда существуют два мира: реальный и волшебный.+ Герой является русским богатырём.+ Указывается время действия (X век, время Владимира Красно Солнышко).+ Указывается точное место действия (город Муром, у реки Смородинки, Киев-град).+ Совершается подвиг во благо Отечества.
Герой проходит испытания.
Герой имеет волшебные предметы.
Используется много повторов.
Рассказывается о реальных исторических событиях.
• Что ты знаешь об Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче? В каких былинах рассказывается об их подвигах? Составь и запиши сообщение об этих славных богатырях.Алеша Попович обладал хитростью и смекалкой. Главный его подвиг — победа над Тугарином Змеем.Добрыни Никитича обладал дипломатичностью и умом. Главный его подвиг — победа над Змеем Горынычем.
• Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.Я представляю себе современного богатыря так: очень сильный, крепкого телосложения, мужественный, выносливый, добрый, щедрый, умный, высокий, спортивный, ловкий, быстрый.
- ← предыдущее
- следующее →
Особенности изучения литературы в младших классах
В этом году, в процессе изучения этого предмета, школьники познакомятся со многими интересными авторами. Учителя подробно расскажут автобиографию, и поведают о занимательных особенностях их жизни. Во время чтения большинства произведений, ребятам необходимо установить, и выписать основной посыл и мысль текста, действующих главных персонажей, и их роль в развитии сюжета. Наши специалисты выделили следующие фундаментальные темы из этого учебника: басня «Осел и соловей» И. Крылова, дружба в творчестве и жизни Пушкина и виды приключенческой литературы, детективы. «ГДЗ по литературному чтению за 4 класс Учебник Климанова Л. , Горецкий В. , Голованова М. (Просвещение)» поможет на хорошем уровне овладеть материалом перечисленных разделов учебника, и позволит заработать как можно больше пятерок за ответы и работу на уроке.
Данный решебник сможет решить все возникшие у школьников проблемы в учебе, и даст им возможность самостоятельно разобраться в проблемной теме, ведь он:
- включает в себя как верные ответы, так и подробные решения с пояснениями автора;
- поможет качественно закрепить изученную тему;
- обеспечит лучшее понимание материала учебника;
- позволит существенно сократить среднее время выполнения домашнего задания.
Помимо этого, использование решебника улучшает настрой ребёнка, и повышает качество его работы на уроке.
Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?
Произведения устного народного творчества создавались множеством авторов, так как они передавались из уст в уста множеством людей.
Эти сказания записывались писцами в монастырях.
Авторские произведения создавались авторами, это плод их фантазии.
Такое произведение всегда имеет своего создателя, имя которого записано на обложке книги.
Главное отличие произведений устного народного творчества состоит во множестве вариантов.
В каждом монастыре могли записать летопись, житие или былину, так как услышали.
Авторские произведения неизменны, они переписываются точь-в-точь с первоисточника и узнаваемы по авторскому стилю.
Читательские дневники по произведениям:
- «Житие Сергия Радонежского»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «И вспомнил Олег коня своего…»
- «И повесил Олег щит на воротах Царьграда»
Как Илья повстречал Святогора
Что интересно, все подвиги Ильи Муромца и события в его жизни нельзя расставить в хронологической последовательности. Былина о том, как Муромец Святогора повстречал, начинается так: «Как не далече‑далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималася». Ни даты, ни места точного определить мы не можем.
Как-то раз выехал Илья на Святые горы, как раз во владениях Святогора. И видит он дивную картину: могучий богатырь спит прямо на ходу, сидя на коне, и это ведь сам Святогор! Не теряет шанс нанести смертельный удар и сразить героя наш Илья Муромец. Былина сообщает, однако, что Святогор продолжал спокойно спать на коне. Рассердился Илья, ударил второй раз, а затем и третий. И только тогда могущественный богатырь проснулся. Схватил он Муромца одной своей рукой, положил себе в карман и начал возить по лесу в течение двух суток.
Только вот конь Святогора говорит ему, что тяжко ему возить аж двоих богатырей, спотыкается конь. Могучий богатырь решает отправиться со своей ношей домой. Там два богатыря разговаривают о жизни. Хорошие качества Ильи Муромца и его честность внушают доверие Святогору. Два богатыря решили побрататься. Они поменялись своими крестиками и являются теперь крестовыми братьями.
Снизу иллюстрация Котухиной, Илья Муромец слева, Святогор справа.
Целыми днями они путешествуют по Святым горам, но однажды видят диво дивное: прямо посредине поля стоит огромный белый гроб. Гадают витязи, для кого же сделан этот чудный гроб. И тогда решает Илья Муромец лечь в него и проверить, подойдет ли гроб ему. Он оказывается для него слишком большим. Тогда ложится в этот гроб Святогор. Крышка закрывается.
Через пару минут просит могучий богатырь своего крестового брата открыть крышку, но она не поддается. Илья достает свой меч и начинает пытаться разрубить крышку гроба, но безуспешно. Тогда и понимает Святогор, что настал его черед умирать.
Когда Святогор умирает, к Илье Муромцу переходит часть его силы, что делает его еще более здоровым и могучим.
Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.
Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.
И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.
Мне досталось Западное направление.
Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нём интересные:
Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.
Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.
Они людей грабили и убивали.
Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.
Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.
После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой — красавицей.
Но красавица — королевна оказалась злой и коварной.
Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в неё упёк, а людей освободил.
После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.
А там погреб с сокровищами несметными.
Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.
Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?
Пусть людям послужат.
Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.
Популярные темы сообщений
- Растения красной книги Чтобы лучше узнать, как сберечь и увеличить растительные и животные ресурсы природы, создан исключительный сборник, где собраны редкие и исчезающие виды представителей флоры и фауны – Красная книга. Над содержанием сборника постоянно
- Васнецов Виктор Михайлович Виктор Михайлович Васнецов знаменитый и талантливый русский художник. Он родился в небольшом селе в Вятской губернии. Отец его был священником, а в семье кроме Виктора было еще пятеро детей. Вятская губерния всегда выделялась красивой природой
- Город Ставрополь Город Ставрополь является административным центром всего Ставропольского края. Это одновременно и культурный, и промышленный город. В нем хорошо сочетаются старые традиции, и современные передовые технологии.
Ильины три поездочки, с. 13 – 15
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем. », «засияли камни-яхонты».
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление. 2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение). 3. Характер и поступки Ильи Муромца. 4. Моё отношение к герою былин.
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
Ответы к стр. 13 — 15
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление. 2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение). 3. Характер и поступки Ильи Муромца. 4. Моё отношение к герою былин.
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?
План рассказа о рукописных книгах для 4 класса
- Написание книг в древней Руси;
- Перо, кисть и вязь в рукописных книгах;
- Появление книжных лавок;
- Как выглядела старинная рукописная книга;
- Создание рукописной книги;
- Первые библиотеки для книг;
- История слова «лекция»
Рассказ о рукописных книгах для 4 класса.
В древней Руси переписывали первые книги монахи в монастырях.
Они писали каламом на «телятине» — так назывался древний пергамент.
Пергамент и каламы привозили из Византии, стоили они очень дорого.
Монах не только писал пером, но и рисовал кистью.
Кисть была нужна, чтобы разрисовать первые буквы абзаца.
Заглавия переписчик оформлял «вязью».
Вязь — это тип письма, при котором буквы сплетаются в узор.
Прошло много сотен лет и на Руси появились наёмные писцы. Они также работали в монастырях, но писали рукописные книги за деньги, а не по велению души, как первые писцы.
Книг нужно было очень много, ведь в них хранились знания.
Стали появляться книжные лавки.
В книжной лавке можно было купить духовные книги, летописи, а также сборники рассказов.
Старинная рукописная книга выглядела очень помпезно.
Обложка книги была сделана из двух дощечек, обтянутых кожей, страницы плотно переплетались и сшивались крепкими нитками.
С внутренней стороны переплёт обшивался материей, для красоты и прочности. Чтобы уберечь обложку от царапин, на неё набивали медные бляшки — жуковины.
Книга застёгивалась на застёжку и была похожа на небольшой медный сундук.
Для богатых людей книги оформляли серебром, золотом и драгоценными камнями.
Для создания такой книги нужно было много работников.
Ориентировочно шесть или семь человек, а для книги на богатых ещё больше.
Один писал текст, другой рисовал начальные буквы и вязь, художник рисовал миниатюры, четвёртый выделывал кожу, а пятый полировал её, шестой проверял ошибки, а седьмой переплетал страницы.
А также в создании книги могли участвовать и ювелиры для создания обложек из золота и драгоценных камней.
Сейчас книги стоят недорого, и каждый может их купить.
А раньше покупка книги была выдающимся событием, ведь стоила она немало и мало кто её смог прочитать.
Для того чтобы все люди могли ознакомиться с книгами, создавались библиотеки.
В библиотеках книги приковывались к столам цепью, чтобы избежать кражи или утери ценного экземпляра.
В них работали люди, которые читали книги студентам, так как купить себе книгу было очень дорого.
Каждый из нас знает выражение «слушать лекции» или «читать лекции».
Эти выражения пришли с тех времён, когда в древних библиотеках ученикам читали книги чтецы.
Слово «лекция» с латинского «чтение».