План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип
Пересказ
Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки. Мама стрижиха приносила своим детям в клюве капли дождя и мошек. Стрижонок Скрип был самым бойким и всегда хотел первым взять еду, но мама была очень внимательна, чтобы все ее дети были сыты, давала пищу всем поровну.
У других стрижат на берегу были мамы и папы. А у Скрипа осталась только мама, его папу сбили мальчишки из рогатки. Маме было очень трудно прокормить своих деток. Но она была очень заботливой, и целый день старалась отыскать им пищу.
Стрижонку Скрипу очень хотелось посмотреть, что же там снаружи глубокой норки. Он мог вывалиться и погибнуть, но мама прилетела и наказала сына.
У стрижей было много врагов, вороны, коршуны гадюки. Но они быстро объединялись и атаковали врага вместе. Однажды стрижиха не вернулась к своим детям. Она погибла в битве с грозным коршуном. Он утащил ее в своих когтях.
Стрижата долго ждали свою маму, но она не прилетала, не приносила им мошек и воду. Холодно и голодно стало стрижатам. Но стрижи очень дружные птицы. Однажды к ним в норку прилетел вожак стрижиной стаи Белое брюшко. Он пригрел птенцов своими крыльями и они уснули. А потом стрижи стали проносить сироткам еду и воду.
Так и выросли стрижата, пора была вылетать из гнезда. Однажды к ним в норку прилетел вожак. Он вытолкал стрижонка Скрипа из норы и птенец расправил крылья и неуверенно полетел. Тут же вся стая ринулась к нему, не давала ему упасть. Скрип почувствовал, что уже летит самостоятельно. Он так радовался полету, взмывал в облака и летал над водой. Скрип стал помогать молодым стрижатам учиться летать. Скрип сам научился добывать себе пищу и воду.
Стрижонок захотел домой, но не смог найти свою норку, решил строить ее сам. Он вырыл совсем не глубокую норку и уснул в ней. Мальчишки возвращались с рыбалки, и подошли к стрижиным норкам. Они засунули руку и вытащили Скрипа. Стрижонок был очень напуган, но мальчишки погладили и отпустили его.
Стрижонок решил вырыть себе норку поглубже, чтобы никто не смог достать его. Несколько дней Скрип рыл свою нору, и она получилась безопасная и глубокая. Однажды мальчишки опять пришли, но не смогли достать его.
Вдруг все стрижи стали тревожно летать над водой, это стрижи готовились к отлету. Скрип не понимал, в чем причина этой тревоги. Стрижонок тоже стал летать вместе со всеми. В конце августа вожак собрал всех в дальний полет. Стрижи улетали в далекие края, прощаясь со всеми и унося с собою лето.
Несколько интересных сочинений
Одним из основных персонажей романа “Обломов” Гончарова является Илья Обломов. Данный персонаж показан в романе как мужчина тридцати двух летнего возраста, который имел не очень невысокий рост и серого цвета глаза
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» автор кроме мировых проблем рассматривает и дела чисто человеческого характера. Читателя учат оценивать поступки героев, перекладывать литературные проблемы на свою жизнь и находить решения
На протяжении истории, месть тесно связана с жизнью человека. Ее проявления видны в повседневной деятельности людей, а также в политике и в менталитете целых народов. Это связано с тем, что у человека возникает потребность ответить
В какой-то старинной книжке мною было прочитано про концепцию различных эпох, через которые проходит человечество и идет оно от золотого века, когда ситуация просто великолепна и до железного – современного периода
Роман М.Ф. Достоевского «Бесы» был написан и издан в конце девятнадцатого века. Идея написания этого произведения возникла на почве политической ситуации, сложившейся в обществе.
Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?
Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелёт в тёплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.
А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.
А также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.
Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в тёплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.
Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.
Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.
Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.
Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это всё благодаря таланту писателя.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Вопрос 1. Страница 89
Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?
Стрижонок вылупился из яйца в темной норке, а потом уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда он проснулся, мамы не было, но вокруг было много млышей-стрижат — его браьтев и сестер. Стрижата стали звать маму: «Скрип!» Мама вернулась и напоила первого стрижонка. Скрип обижался, когда мама заботилась и о других стрижатах, но он понял, что маму не разжалобить писком. «…мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама. Ее не разжалобишь писком». Мама хотела научить стрижонка, что нужно думать не только о себе, но и о своих близких.
Вопрос 2. Страница 89
Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.
Стрижих растила стрижат одна, потому что их папу убили мальчишки. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Стрижиха волновалась за детей, воспитывала их.
Вопрос 3. Страница 89
Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?
Когда на стрижей напал сокол, стрижиха пыталась отвлечь его, и сокол схватил ее и унес. Но стрижи не бросили ее птенцов. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согрел их своими крыльями. Днем другие стрижи кормили и поили сироток.
У стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». Когда им угрожала опасность, все стрижи вылетали из своих норок и набрасывались на врага: «Дружно налетали стрижи, все как один».
Вопрос 4. Страница 89
Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?
Вожак Белое брюшко взялся обучить стрижат летать. Он вытолкнул Скрипа из норки, и стрижонку пришлось растопырить крылья и лететь. Остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». Так Скрип научился летать. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».
Вопрос 5. Страница 89
Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?
Скрип оказался в руках ребят, потому что не смог выкопать достаточно глубокую норку, чтобы укрыться в ней. Он очень испугался, когда дети его поймали.
Вопрос 6. Страница 89
Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.
Автор называет ребятишек хорошими, потому что они хоть и поймали, но потом выпустили Скрипа. Он прощались со стрижом, когда тот собирался лететь на юг, кричали ему «До свидания, Скрип! Прилетай в свою норку!»
Вопрос 7. Страница 89
Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?
Стрижи стали беспокоиться, потому что приближалось время отлёта. «Они все летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего». Стрижи кричали тревожно и тоскливо, потому что прощались с родными местами. Автор выбрал именно эти слова, потому что тоскливо покидать родной дом, где ты родился и вырос, тревожно, как пройдет долгий перелет в теплые края.
Вопрос 8. Страница 89
Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?
В жизни Астафьев мог наблюдать жизнь стрижей: как они копают норки, вместе нападают на врага, кормятся, собираются улетать на юг. Но автор придал стрижам человеческие способности, используя прием олицетворения — птицы в рассказе мыслят, как люди.
Вопрос 9. Страница 89
Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?
План:
- Рождение Скрипа
2. Воспитание стрижат
3. Гибель стрижихи
4. Дружные стрижи
5. Первый полет
6. Мальчишки
7. Отлёт
Рассказ можно начать со слов «Я родился в узкой длинной норке».
← Предыдущее
Следующее →
Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?
- Неизвестный свет
- Мамина наука
- Стрижиха пропала
- Дружность стрижей
- Стриж научился летать
- Новое жильё
- В руках у мальчиков
- Тревожность стрижей
- Отправление в тёплые края
Я начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».
Потому что они сразу дают возможность понять, о чём будет идти речь в рассказе.
Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.
И так дальше по плану.
Подсказка:
- Пример пересказа произведения от имени стрижонка Скрипа
- Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
- Ответы к рабочей тетради 4 класса «Природа и мы» стр 75 — 82
- Краткая биография Виктора Астафьева и презентация
________
Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?
Наступил конец летнего периода.
Именно тогда стрижи начали вести себя беспокойно.
Они понимали, что совсем скоро придётся расстаться с родными краями и отправляться в дальний путь.
А также они осознавали, что этот путь будет тяжёлым, как и места, в которых придётся жить.
И не всем им удастся выжить в столь опасных условиях, и не всё вернутся домой.
Поэтому такое необычное поведение птиц в тот период вполне оправдано.
Я думаю, что автор выбрал такие слова, так как они наиболее точно передают состояние страдающих птиц.
Тревога – из-за предчувствия чего-то неведомого, опасного; тоска – из-за расставания со столь родными местами.
Читая о таких изменениях в жизни птиц, мне и самому стало не по себе.
Я искренне надеюсь, что их путь выдастся лёгким, и все они выживут.
В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип, с. 82
Мар 19
Ответы к стр. 82
Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.
В ылупился, удивлённо пискнул, первый стрижонок, подрос, появились перья, всё время хотелось есть, храбрый, растопырил крылья, полетел, сделался стремительным, сильным.
Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева “Стрижонок Скрип”.
1. Рождение стрижонка. 2. Мама прилетела. 3. Встреча с разбойником-соколом. 4. Смерть мамы-стрижихи. 5. На помощь приходят другие стрижи. 6. А что же там, за пределами норки? Первый полёт. 7. Пора на свободу. 8. Постройка своего гнезда. 9. Встреча с мальчишками. 10. В тёплые края.
Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева
Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства
СТРИЖИ
Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились тёмные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их чёрного цвета, полёт необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается тёплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.
Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнёзд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.
Во время полётов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землёй. Перед дождём, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.
ИЛИ (из Энциклопедии):
При внимательном рассмотрении можно отличить ласточку от стрижа по внешности. Так, у ласточки грудка белого цвета, а стриж лишь под клювом имеет белое пятно. Строение лапки ласточки типично для многих птиц: три пальца расположены спереди, а один сзади. У стрижа все четыре пальца находятся спереди. Стриж не сидит на ветках или проводах, но умело карабкается по шероховатой вертикальной поверхности. Ноги у стрижей очень маленькие. Стрижи не ходят. Вся жизнь стрижей проходит в воздухе, где они не только едят и пьют, но и собирают материал для гнезда, купаются. Стриж более крупный, его крылья длиннее и более узкие, похожие на серп или изогнутую саблю, а хвост короче и шире, чем у ласточки. Стриж — самая быстрая птица. Скорость его полета может достигать 160 км/ч. Он летит только по прямой и никогда не складывает крылья. Для поворота стрижу нужно сделать большой вираж. Стрижей отличает то, что в полёте они постоянно кричат. Их и прозвали стрижами за характерный крик, похожий на стри-и В кладке стрижа всего 2—3 яйца.
Параметры сравнения | «Стрижонок Скрип» | НПТ |
Тема | О стрижах | О стрижах и ласточках |
Сюжетная линия | Научные факты из жизни стрижей | |
Язык | Средства художественной выразительности | Научные термины |
Авторское отношение | Чётко выражено | Нет |
Наличие главной мысли | Наличие главной мысли | Не требуется |
Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.
В энциклопедии, в Интернете, статьи в словаре.
Сюжет
Крошечный стрижонок Скрип вылупился в тёмной норке, а вскоре на свет появились и его братья и сёстры. Малышам было холодно в норке, и они принялись звонко звать маму: «Скрип, скрип!». Издалека послышалось ответное «Скрип», и появилась мама-стрижиха, которая принесла кусочек дождевого червя и отдала его Скрипу. Он попросил ещё, и мама тут же улетела. Вскоре она появилась с едой, но уже не обращала внимания на Скрипа, а по очереди кормила других птенцов. Мама-стрижиха была добрая, но очень строгая. Отца маленьких стрижат убили злые мальчишки из рогатки, и теперь ей приходилось одной выкармливать целый выводок.
Когда у Скрипа появились перья, он решил узнать, что находится за пределами норки, но мама больного ударила его клювом. В большом мире стрижонка подстерегали серьёзные опасности: хищные птицы, змеи, мальчишки.
Однажды мама-стрижиха не вернулась в норку: её унёс в своих когтях сокол. Стрижата очень испугались, но вождь стрижей Белое брюшко не дал птенцам погибнуть – с его подачи вся стая по очереди кормила сироток, пока они не подросли. Белое брюшко первым вытолкнул из норки Скрипа, и тот, взмахнув крыльями, полетел. Он быстро научился ловить мошек, рыть норку и вскоре стал совсем самостоятельным и взрослым.
С приходом осени Белое брюшко поднял всю стаю стрижей в небо, чтобы проститься с родным берегом и отправиться в тёплые края. Скрип тоже прокричал «До свидания!
», и отправился за дальние горы и моря, чтобы вернуться следующей весной.
Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?
Жизненный путь Скрипа был наполнен различными приключениями.
И вот однажды с ним произошла неприятная ситуация – попал герой в «плен» к детям.
Когда Скрип вырос, настало время строить независимый дом.
Он вырыл нору, но не надлежащей глубины.
Она была такой, что рука человека могла туда проникнуть, а тем более ручка ребёнка.
Видимо, так сказалась неопытность и усталость героя.
Из-за этого уже вскоре Скрипа схватил мальчишка, что нашёл нору со своим другом.
Можно только представить, что чувствовала эта птица, попав в «страшные руки врага».
Автор детально не описывает состояние Скрипа, но, скорее всего, это был неимоверный страх и чувство бессилия.
Думаю, у него колотилось сердце, чуть ли не выскакивая из груди.
Ведь он понимал, что люди могут сделать с ним всё что угодно. При этом, никто не сможет помочь.
К счастью, ребята оказались не жестокими и не издеваться над такой находкой: они отпустили птицу на волю.
Мне кажется, в этот момент наш герой не мог поверить своему счастью и за несколько последних минут впервые вздохнул на полную грудь.
Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.
Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.
Нельзя доставать из гнёзд птенцов или каких-либо других животных.
Они очень пугаются и тяжело переживают это.
При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.
При этом автор называет мальчишек хорошими.
Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили её на волю.
Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.
Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.
А могло же всё закончиться по-другому.
Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.
Тогда всё закончилось бы плачевно.
Краткий пересказ по плану
Из яичка вылупился маленький стрижонок, его прозвали Скрипом. Он жил в норе с мамой, братьями и сестрами. Папы у них не было, стрижиха одна выкармливала и воспитывала своих птенцов. Скрип был очень прожорливым, ему постоянно хотелось кушать, поэтому он часто отнимал еду у других стрижат, за это получал от мамы клювом по голове.
Один раз Скрип чуть не выпал из своего домика, но мама-стрижиха вовремя успела, спасла его и сильно отругала за любопытство. У стрижей много врагов, особенно у птенцов: сокол, гадюка, ворона – все хотят полакомиться ими, поэтому мама всегда заботилась о безопасности своих птенцов и не выпускала их из норки.
Когда маленькие стрижата слышали грозный клич «тиу», то их мама быстро улетала от них и помогала отбиваться от врага другим стрижам, потому что они были очень дружной стаей, все как один атаковали недоброжелателя.
Однажды, после нападения врага, мама не вернулась домой, и стрижата остались одни, без кормилицы, им сначала стало очень страшно, голодно и одиноко, но они не пропали, им начали помогать другие стрижи во главе с вожаком «Белое брюшко».
Постепенно, Скрип со своими братьями и сестрами подросли. В один прекрасный момент прилетел к ним вожак, взял за шиворот Скрипа, вытащил из норки и толкнул наружу. Пришлось стрижу расправить крылья и полететь. Вся стая набросилась на него и гнала навстречу ветру и солнцу, не давая упасть. Так взрослые стрижи учили летать подросших птенцов, теперь они стали совсем взрослыми птицами.
После полета, Скрип не нашел свою старую норку, и пришлось ему построить себе новую, сначала он сделал неглубокое жилище. Наутро мальчишки, которые рыбачили неподалеку, увидели норку и достали Скрипа, погладили и отпустили. Повезло птице, добрые попались ребята, пожалели стрижа. Тогда он понял, что нужно более глубокое жилище, чтобы до него никто не смог добраться. В этот же день Скрип исправил свою ошибку, и сделал свою норку более надежной и безопасной. Как-то стрижа вновь хотели достать из домика озорные мальчишки, но на этот раз домик был глубокий и Скрип не переживал за свою безопасность.
Вскоре вся стая стрижей собралась, после крика вожака «тиу» поднялась вверх и полетела в теплые края, унося с собой лето, а Скрип прощался со своим родным домом.