«скупой рыцарь» — краткое содержание трагедии а.с. пушкина

Краткое содержание

Альбер поделился своими проблемами со слугой Иваном. Хоть главный герой был из знатной семьи и имел рыцарское звание, он постоянно нуждался в деньгах. В последнем поединке противник пробил копьём его шлем. Альбер выиграл этот турнир, но его совсем не обрадовало, что доспехи теперь испорчены.

Герой также признаётся Ивану, что графа ему удалось победить не благодаря отваге, а из-за скупости отца. Рыцарю приходилось довольствоваться тем, что ему достаётся. Он тяжко грустил из-за своего бедствующего положения.

Чтобы купить себе новую лошадь, Альберу пришлось взять деньги у ростовщика. Соломон не давал в долг просто так, без залога. Он намекнул юноше, что барону пришло время умирать, и посоветовал ему обратиться к аптекарю, который может дать хороший и быстродействующий яд.

После услышанного Альбер разозлился на Соломона и прогнал его. Рыцарь больше не мог мириться со своим жалким положением и решил обратиться за помощью к герцогу. Альбер хотел, чтобы тот повлиял на его отца, объяснил, что нельзя держать сына в таких условиях.

Золото барона

Барон спустился в свой подвал, чтобы высыпать очередную горсть золота. Когда он смотрел на накопленные богатства, его переполняло чувство превосходства. Герой понимал, что может позволить себе всё.

Барон прекрасно понимал, что жить ему оставалось недолго, поэтому все его сокровища, нажитые за долгие годы, перейдут к сыну. Он считал, что всё золото Альбер промотает в компании дружков и потратит на дам, и мечтал, что его дух после смерти сможет охранять сундуки с сокровищами. Старику тяжело давалась мысль о расставании с деньгами, ведь весь его смысл жизни заключался в приумножении богатств.

Ссора и смерть

Альбер пришёл к герцогу. Он начал жаловаться на отца и попросил того поговорить с ним. Герцог согласился помочь рыцарю, ведь он помнил, в каких хороших отношениях находились его родной дед и барон. В те времена барон не был таким скрягой. Он был очень отважным рыцарем и ничего не боялся.

Герцог посмотрел в окно и увидел, как к его дому приближается отец Альбера. Он приказал юноше спрятаться в соседней комнате, а сам принял барона. Сначала герои обменялись любезностями, а затем перешли к разговору. Герцог предложил барону, чтобы тот прислал к нему своего сына для службы при дворе. Он готов был выплачивать Альберу хорошее жалование.

Герцог ужаснулся от увиденного, разнял родственников и выгнал из своего замка. Эта маленькая сцена послужила причиной смерти старого барона, который даже в последние секунды жизни думал лишь о своих деньгах.

Произведение Пушкина «Скупой рыцарь» было написано в жанре пьесы. В нем автор раскрывает тему жадности. После анализа «Скупого рыцаря» можно сделать следующий вывод: под воздействием скупости человек готов идти на страшные поступки, из-за чего полностью меняется его личность. Ранее благородный и бесстрашный герой становится заложником своего богатства и теряет лучшие качества. Он даже готов оговорить сына, лишь бы тот не получил его деньги.

Краткое содержание для читательского дневника

Рыцарь Альбер жалуется слуге на скупость отца, на безденежье и на то, что ростовщик не хочет ссудить ему взаймы денег.

Ростовщик намекает Альберу, что, отравив скрягу-отца, можно приблизить получение наследства.

Старый барон, любуясь в подвале своими сокровищами, негодует, что они достанутся после его смерти сыну, который быстро их истратит.

Альбер подаёт герцогу жалобу на отца и нечаянно подслушивает их беседу. Барон говорит, что сын хочет убить его, чтобы обокрасть. Альбер врывается в залу, где происходит разговор барона с герцогом.

Отец бросает ему перчатку, и тот принимает вызов на поединок. Герцог, отняв у Альбера перчатку, выгоняет обоих из дворца. Юноша уходит, а у барона случился сердечный приступ. Последние его мысли были о своём богатстве. «Ключи, ключи мои!..» — восклицает он и умирает.

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Действие происходит в башне.

Альбер рассматривал свой шлем, пробитый в поединке с графом Делоржем. Ему нужно было купить новый шлем, да и одежду тоже, ведь за герцогским столом он один был в латах. Остальные рыцари были одеты в бархатные и атласные одежды.

Альбер сокрушался о своей бедности и спросил слугу Ивана о коне Эмире. Тот ответил, что конь всё ещё хромает, и Альбер решил купить Гнедого. Иван сказал, что на покупку коня у них нет денег, а ростовщик Соломон не даёт уже денег взаймы без заклада.

У Альбера ничего не было для заклада, и он поручил Ивану сказать ростовщику-еврею Соломону, что Альбер рано или поздно наследует богатство отца.

Вошёл ростовщик и сказал, что не может уже давать в долг, потому что разорился, помогая деньгами рыцарям. Он попросил Альбера, чтобы тот вернул хотя бы часть долга.

Альбер ответил, что у него денег нет, и попросил дать 100 червонцев в долг. В заклад у него не имелось ничего, кроме рыцарского слова. Соломон сказал, что слово рыцаря много значит, только пока он жив. Но если Альбер умрёт, то слово это будет бесполезно для Соломона.

Ростовщик предположил, что отец Альбера может ещё прожить лет 30. Молодой человек сказал, что тогда уже ему не нужны будут деньги отца, ведь ему уже будет 50 лет. Соломон заметил, что деньги нужны не только юношам, которые относятся к ним как к слугам, но и старикам, которые видят в них надёжных друзей.

Альбер сказал, что его отец видит в деньгах не слуг и не друзей, а господ и сам им усердно служит. Но рыцарь надеялся, что богатство отца когда-нибудь достанется ему.

Ростовщик намекнул, что можно наследство получить пораньше, если купить у его знакомого аптекаря капли, от которых можно умереть без мучений. Он заметил, что барону уже пора и умереть.

Альбер в ярости воскликнул, как он смеет советовать сыну дать отцу яд, и пригрозил повесить его на воротах.

Соломон в испуге сказал, что пошутил, что он принёс деньги. Но Альбер прогнал его. Немного успокоившись, рыцарь хотел послать слугу за ростовщиком, чтобы всё-таки взял у него червонцы, но потом решил, что ему не нужны эти деньги, так как они будут пахнуть ядом, как сребреники Иуды.

Альбер решил обратиться к герцогу, чтобы он заставил отца содержать его «как сына, не как мышь, рождённую в подполье».

Сцена 2

В подвале барон разговаривал сам с собой, говорил, что сегодня у него счастливый день, так как он может пополнить золотом шестой сундук, ещё неполный. Барон полагал, что с помощью своего богатства мог бы править миром, но довольствуется только сознанье своей мощи.

Он смотрел на горсть золотых монет и говорил, что они свидетели человеческого горя и слёз, возможно, и убийств.

Затем он отпер сундук и всыпал в него деньги. Барон устроил себе пир: зажёг свечи перед открытыми сундуками и любовался золотом, ощущая себя царём.

Барон сокрушался, что власть над этими сокровищами потом обретёт его наследник и растратит их.

Сцена 3

Альбер пришёл во дворец и пожаловался герцогу, что отец держит его в бедности. Правитель пообещал, что усовестит барона, и, посмотрев в окно, увидел, что во дворец идёт барон. Герцог велел Альберу уйти в другую комнату.

Барон сказал, что счастлив явиться во дворец по приказанию герцога. Герцог сказал, что хочет, чтобы барон посещал его двор, так как он был другом его деда.

Он спросил, есть ли у барона дети, и тот ответил, что у него 1 сын. Герцог сказал, чтобы барон назначил сыну приличное содержание, чтобы он мог участвовать в турнирах и балах.

Барон солгал, что сын не любит светской жизни, что он проводит свою молодость в низких пороках. Герцог заверил, что если юноша будет посещать его двор, то забудет свои привычки. Тогда барон сказал, что сын хотел его убить, чтобы обокрасть. Герцог был возмущён и обещал предать Альбера суду.

Из другой комнаты выбежал Альбер и обвинил отца во лжи. Барон вспомнил, что он тоже рыцарь и, чтобы защитить свою честь перед государем, бросил сыну перчатку. Юноша поднял её, а герцог был возмущён, что сын принял вызов отца на поединок.

Герцог отнял у Альбера перчатку и сказал, чтобы оба пошли прочь. Альбер ушёл, а барон был не в силах даже стоять и крикнул: «Где ключи? Ключи, ключи мои!..» Барон умер, и герцог воскликнул: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Жадный барон, или описание нового персонажа

Что же происходит в трагедии дальше? Продолжим излагать краткое содержание. Скупой рыцарь наконец является нам собственной персоной: автор знакомит читателя с отцом бедного Альбера. Старик направился в подвал, где прячет он все свое золото, для того чтобы отнести очередную горсть монет. Открыв все сундуки, набитые богатством, барон зажигает несколько свечей и садится неподалеку, чтобы полюбоваться своим состоянием. Все произведения Пушкина очень ярко передают образы персонажей, и эта трагедия — не исключение.

Барон вспоминает, как у него появилась каждая из этих монеток. Многие из них принесли людям немало слез. Некоторые даже послужили причиной нищеты и смерти. Ему даже кажется, что если собрать все слезы, пролитые из-за этих денег вместе, то непременно случится наводнение. И тут ему в голову приходит мысль, что после его кончины всем этим богатством начнет пользоваться наследник, который вовсе не заслужил его.

Приводит в негодование. Так описывает отца Альбера Александр Сергеевич в своем произведении «Скупой рыцарь». Анализ всей трагедии поможет читателю разобраться, к чему привело барона такое отношение к деньгам и пренебрежение собственным сыном.

Проблематика, конфликт и композиция

«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:

  • потеря достоинства;
  • деградация личности;
  • утрата чувства стыда.

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Главные герои

Скупой рыцарь – барон, отец Альбера; обладающий колоссальным богатством старик, сошедший с ума от жадности. Барон озабочен только бесцельным накоплением золота, которое ежедневно уносит в подвал и прячет в сундуки с прочными замками. Старик до предела ограничил свои расходы и отказывает в деньгах даже единственному сыну.

Альбер – молодой сын барона, мужественный рыцарь. Доблесть на рыцарских турнирах не может компенсировать Альберу бедность. Молодой человек стыдится появляться в высшем обществе. Нищенская жизнь вызывает в Альбере ненависть к жадному отцу. Втайне он уже давно с нетерпением ждет смерти барона, но тщательно это скрывает.

Герцог – повелитель территории, где живут барон с сыном.

Иван – слуга Альбера.

Соломон – еврей-ростовщик.

Сцена вторая

Во второй сцене показан подвал старого барона, где «царь Кащей над златом чахнет». Почему-то после прочтения этой сцены вспоминается эта строчка из вступления к «Руслану и Людмиле». Старый рыцарь один в своем подвале. Это святая святых старика, сюда он никого и никогда не пускает. Даже собственного сына.

В подвале 6 сундуков с золотом. Они заменяют старику все человеческие привязанности. То, как говорит барон о деньгах, как привязан к ним, напрашивается вывод, что он стал рабом денег. Старик понимает, что с такими деньгами он мог исполнить любое свое желание, добиться любой власти, любого почтения, заставить служить себе всякого. И его тщеславие удовлетворено осознанием собственной силы и власти. Но он не готов воспользоваться своими деньгами. Он получает удовольствие и удовлетворение от блеска золота.

Будь его воля, он унес бы все шесть сундуков с золотом в могилу. Его огорчает мысль о том, что его сын растратит все накопленное золото на забавы, удовольствия, на женщин.

Об авторе книги

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837), рус. поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель совр. рус. лит. языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума»; в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтич. «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820 — 21), «Бахчисарайский фонтан» (1821 — 23) и др. Вольнолюбивые и антитиранич. мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820 — 24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса) и в с. Михайловское (1824 — 26). Эстетич. освоение контекстов рус. жизни (интеллектуального, социально-ист., бытового) соединялось у П. с живым восприятием разнородных европ. влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т. ч. «неукрашенная» проза «Повестей Белкина», 1830, пов. «Пиковая дама», 1833, и др. произв., предвосхитившие развитие реалистич. письма), лёгкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), «просвещённый гуманизм», универсальность поэтич. мышления и самой личности П. предопределили его первостепенное значение в отеч. словесности; П. поднял её на уровень мировой. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823 — 31) воссоздаёт образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинц. дворянства; в романе и во многих др. соч. П. обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, составленным ещё в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, прозе) мн. ведущие проблемы рус. лит-ры 19 в., нередко в их трагич. противостоянии и неразрешимости — народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия «Борис Годунов» (1824 — 25, опубл. в 1831), поэма «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833, опубл. в 1837), ром. «Капитанская дочка» (1836). В филос. лирике 30-х гг., «маленьких трагедиях», созданных в 1830 («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубл. в 1839, «Скупой рыцарь», опубл. в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творч. призвания и воспоминаний дополняются обострённой постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравств. очищения и «милости». Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, франц. подданным на рус. воен. службе.

Проблемы героя

Расстройство личности: главный герой Пушкина, скрепный и скупой рыцарь, страдал от явных признаков расстройства личности. Он был чрезмерно занят своими материальными богатствами, что заставляло его забывать о том, что настоящее счастье не может быть достигнуто только через богатство и корыстное поведение. Именно из-за своей зависимости от денег и алчности он лишился своего единственного сына и умер никому не нужный.

Одиночество: скупой рыцарь Пушкина отчаянно боролся с одиночеством. Однако, его ненасытное желание нажить богатство взяло верх, и он окончательно оказался без семьи и друзей. Даже умирая, он проверял своих слуг на предмет наличия у них желания скрыть его сокровища. Это показывает, что он не верил никому и жил в своем собственном изоляционном мире.

Своеволие: герой Пушкина страдал от своеволия и не желания признавать истинную ценность вещей, которые не имели экономической выгоды. Он часто пренебрегал мнением окружающих и делал все в соответствии с собственными интересами. Как результат, он потерял сына, найти которого уже не было возможности, и не имел настоящих друзей, готовых быть рядом в трудный момент.

Главные и второстепенные герои

В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

  • труд;
  • злодейство;
  • добродетель;
  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

https://youtube.com/watch?v=pOcrAFDz9dM

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Следующая цитата

«Скупой рыцарь» — «маленькая трагедия» Александра Пушкина, написанная в Болдинскую осень 1830 года. Напечатана с мистифицирующим подзаголовком: «Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous Knigth».

Сцена II

Барон спускается в подвал, чтобы в неполный еще шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать» . Он сравнивает свои накопления с холмом, который вырос благодаря небольшим горсткам земли, принесенными воинами по приказу царя. С высоты этого холма повелитель мог любоваться своими владениями.

Так и барон, глядя на свои богатства, ощущает свое могущество и превосходство. Он понимает, что, при желании, может позволить себе все что угодно, любую радость, любую подлость. Ощущение собственной силы успокаивает мужчину, и ему вполне «довольно сего сознанья» .

Деньги, что приносит барон в подвал, имеют дурную репутацию. Глядя на них, герой вспоминает, что «дублон старинный» получен им от безутешной вдовы с тремя детьми, прорыдавшей под дождем полдня. Она вынуждена была отдать последнюю монету в счет оплаты долга погибшего мужа, однако слезы бедной женщины не разжалобили бесчувственного барона.

О происхождении другой монеты скупец не сомневается – конечно же, она украдена плутом и проходимцем Тибо, однако это никоим образом не волнует барона. Главное, что шестой сундук с золотом медленно, но верно пополняется.

Каждый раз, открывая сундук, старый скряга впадает «в жар и трепет» . Однако он не боится нападения злодея, нет, его терзает странное чувство, сродни тому наслаждению, что испытывает отпетый убийца, вонзающий нож в грудь своей жертвы. Барону «приятно и страшно вместе» , и в этом он ощущает истинное блаженство.

Любуясь своим богатством, старик по-настоящему счастлив, и лишь одна мысль гложет его. Барон понимает, что его последний час близок, и после кончины все эти сокровища, нажитые путем многолетних лишений, окажутся в руках сына. Золотые монеты рекой потекут в «атласные диравые карманы» , и беспечный юноша вмиг пустит по свету отцовское богатство, промотает его в компании юных прелестниц и веселых приятелей.

Барон мечтает о том, чтобы и после смерти в виде духа охранять свои сундуки с золотом «сторожевою тенью» . Возможная разлука с нажитым добром мертвым грузом ложится на душу старика, для которого единственная отрада жизни заключается в приумножении своих богатств.

Встреча жадного отца и нищего сына

Модой рыцарь в это время рассказывает герцогу о своих несчастьях, о жадном отце и отсутствии содержания. И тот обещает юноше помочь убедить барона быть щедрее. Через некоторое время во дворец явился и сам отец. Герцог приказал юноше спрятаться в соседней комнате, а сам начал справляться о здоровье барона, о том, почему так редко появляется при дворе, а также о том, где его сын.

Старик неожиданно начинает жаловаться на наследника. Якобы молодой Альбер хочет его убить и завладеть богатством. Герцог обещает наказать юношу. Но тот сам вбегает в комнату и называет барона вруном. Тогда разозлившийся отец бросает сыну перчатку, и юноша принимает ее. Герцог не только удивлен, но и возмущен. Он отобрал этот символ предстоящего поединка и выгнал обоих из дворца. Но здоровье старика не выдержало таких потрясений, и он скончался на месте. Так заканчиваются последние события произведения.

«Скупой рыцарь» — которая не только познакомила читателя со всеми своими персонажами, но и заставила задуматься об одном из пороков человека — жадности. Именно она зачастую рушит отношение между близкими друзьями и родственниками. Деньги порой заставляют людей идти на бесчеловечные поступки. Многие произведения Пушкина наполнены глубоким смыслом и указывают читателю на тот или иной недостаток человека.

Трагедию Пушкин написал в 20-е годы XIX века. И было опубликовано в журнале «Современник». С трагедии Скупой рыцарь начинается цикл произведений, именуемых «Маленькие трагедии». В произведении Пушкин обличает такую негативную черту человеческого характера, как скупость.

Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.

Главная цель в жизни – накопительство. Но барон не понимает, насколько он болен душевно. Этот «золотой змий» полностью подчинил его своей воле. Скупердяй считает, что благодаря золоту он обретёт независимость и свободу. Но он не замечает, как этот змий лишает его не только всех человеческих чувств. Но даже собственного сына он воспринимает как врага. Его разум совсем помутился. Он вызывает его на дуэль из-за денег.

Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.

Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.

Вот ещё один герой Соломон, тоже «положил» глаз на богатство скупого рыцаря. Ради собственного обогащения он не гнушается ни чем. Действует хитро и тонко – предлагает сыну убить отца. Просто отравить его. Сын с позором прогоняет его. Но готов биться с собственным отцом за то, что он оскорбил его честь.

Страсти накалились до бела, и только смерть одной из сторон сможет успокоить дуэлянтов.

В трагедии всего три сцены. Первая сцена – сын признаётся в своём тяжелом материальном положении. Вторая сцена – скупой рыцарь изливает душу. Третья сцена – вмешательство герцога и смерть скупого рыцаря. И под занавес звучат слова: «Ужасный век, ужасные сердца». Поэтому, жанр произведения можно определить, как трагедию.

Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.

Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.

У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.

О чем идет речь в произведении

Александр Сергеевич, будучи настоящем гением пера и уникальным творцом бессмертных произведений, сумел в своем произведении «Скупой рыцарь» передать читателю собственный взгляд на проблему скупости и жажды наживы

Каждый сможет найти для себя что-то важное, ведь проблема денег, скупости, отказа от человеческих ценностей во имя наживы в настоящее время стала особенно актуальна

Сюжет трагедии позволяет проследить постепенные, сразу и не заметные изменения в образе мыслей и поведении главного действующего лица, барона, а затем и его сына. Ведь, воспитанный своим отцом, он впитал и его подход к деньгам, его жизненные ценности в целом.

Развитие сюжетной линии

Рассуждения автора о пагубном стремлении любой ценой накопить большие богатства ведутся на примере отношений в семье знатного и состоятельного барона. Будучи очень скупым и жадным человеком, он воспитывает сына в соответствующей атмосфере, прививая ему стремление всегда в первую очередь думать о деньгах и собственной выгоде.

Изначально барон был именитым и известным своей храбростью рыцарем, его характер отличался твердостью принципов. Однако возраст меняет его не в лучшую сторону: появляется скупость, мировоззрение изменяется. Старение меняет и самого барона: он всё в меньше степени ценит человеческие и родственные отношения, думает лишь о деньгах и скорейшем обогащении. Цель его жизни состоит только лишь в денежных накоплениях.

Процесс воспитания сына отходит на второй план, и Альбер, подрастая и становясь молодым человеком, тоже приобретает черты барона, своего отца: даже на рыцарских турнирах он играет не с цель проявить отвагу и приобрести репутацию храброго бойца, а в поисках выгоды. Так, исключительно из-за скупости, нежелания тратить деньги, которых у его и нет, на покупку нового шлема вместо помятого.

Если бы Альбер был богат, имел доступ к деньгам, он вырос бы расточительным юношей. Но его отец готов на многое, лишь бы не дать сыну денег, поскольку барон стремится все деньги сохранить лишь для себя.

Сцена первая

Альберу предстоит турнир, и он переживает по поводу того, что ему не на что купить себе доспехи и платье. Альбер ругает некоего графа Делоржа, который продырявил его шлем. Можно понять и почувствовать, насколько тяжелое материальное положение Альбера, если он говорит, что лучше бы граф пробил ему голову, а не шлем.

Он пытается отправить своего слугу Ивана к ростовщику, еврею, чтобы взять немного денег в долг. Но Иван говорит, что старый еврей Соломон уже отказал ему в долге. Тут выяснилось, что надо купить не только шлем и платье, но и коня, пока раненный конь рыцаря Альбера не встанет на ноги.

В этот момент в дверь постучали, и пришедшим человеком оказался жид. Альбер не церемонится с Соломоном, называя его почти в глаза проклятым жидом. Между Соломоном и Альбером произошел прелюбопытный диалог. Соломон стал жаловаться, что у него нет лишних денег, что он добрая душа, помогает рыцарям, а те не торопятся возвращать ему долги.

Альбер просит деньги с расчетом под будущее наследство, на что еврей весьма резонно заметил, что не уверен в том, что Альбер доживет до получения наследства. Он в любой момент может пасть в бою.

Еврей дает Альберу коварный совет – отравить своего отца. Этот совет приводит рыцаря в ярость. Он выгоняет еврея. Убегая от разъяренного Альбера, Соломон признается, что принес ему деньги. Молодой рыцарь посылает Ивана вслед за Соломоном, а сам решается обратиться к герцогу, чтобы тот образумил его отца, и потребовал от отца выделить сыну содержание.

Актуальность проблем до сих пор

Трагедия «Скупой рыцарь» Александра Пушкина, написанная в 1836 году, поражает своей актуальностью и сегодня. Она, как и многие другие произведения Пушкина, затрагивает проблемы, которые остаются важными в нашей жизни до сих пор.

Одной из таких проблем является тема героя и его духовных качеств. В «Скупом рыцаре» Пушкин показывает, что человеческие духовные качества такие как щедрость и сострадание, важнее материального богатства. Эта же проблема остается актуальной и в наши дни, когда многие люди в поисках успеха и признания теряют человеческие ценности и становятся серыми функционерами.

Еще одной проблемой из трагедии Пушкина, которая остается актуальной до сегодняшнего дня, является противоборство между любовью и материальным богатством. Главный герой трагедии Скупой рыцарь, в своей жадности и любви к деньгам, нарушает не только моральные принципы, но и разрушает свою семью. Однако и по сей день люди продолжают совершать серьезные ошибки для получения финансовых максимальных доходов.

«Скупой рыцарь» – это произведение, которое содержит мудрые уроки для нашей жизни

Оно открывает глаза на проблемы, которые остаются актуальными до сих пор, напоминая нам о важности человеческих духовных качеств, о любви, семье и морали

Второй эпизод

Продолжая читать драму, становится понятно, что в образе барона Филиппа присутствует нечто мрачное. Автор представляет рассказ о скряге, который день за днем чахнет над своими богатствами. Он безжалостен и бессердечен, пребывает во власти денег.

Жадный Филипп

Барон спустился в подвальное помещение, чтоб в еще незаполненный шестой сундучок добавить очередного золота. Он сопоставляет собственные богатства с холмом, что появился из-за малых горстей земли, которые принесли воины по царскому повелению. На вершине холма правитель имел возможность обозреть свои земли и насладится этим потрясающим видом.

Точно так же и барон, любуясь своими накопленными деньгами, чувствует и осознает свою власть и превосходство над другими. Ему известно, что стоит ему только захотеть, он может приобрести любую вещь, всякую радость, всякую пакость. Это его умиротворяет, он успокаивается, и ему достаточно одного этого сознания.

Денежные средства, которые относит барон в подвальное помещение, имеют худую славу. Взглянув на них, он припоминает, как какая-то часть денег отнята от плачущей вдовы с тремя сиротами. Женщине требовалось отдать все свои средства для выплаты долгов умершего мужа. Но рыдания несчастной не вызвали сочувствия у черствого барона.

Постоянно, заглядывая в сундук, престарелого скрягу охватывает страсть и дрожь. Он не страшится нападения злоумышленников, его мучает удивительное чувство, похожее на то блаженство, что ощущает истинный убийца, пронзающий клинком грудную клетку жертве. Скупому барону становится страшно, но приятное чувство упоения накрывает его.

Влияние денег на барона

Наблюдая свои сокровища, скряга действительно испытывает настоящее счастье, и только единственное терзает его, что ему придется умирать, а после его смерти золото, накопленное непосильным трудом многолетних ограничений, перейдет по наследству его сыну. Деньги нескончаемым потоком отправятся в руки молодого юнца, который в один день все спустит среди молодых дамочек и веселых дружков.

Барону грезится, что с приходом его смерти он станет привидением и будет сторожить свои сокровища. Допустимая разлука с богатствами тяжелым камнем легла на душу скупца, который становится довольным лишь при увеличении его накопленного капитала.

Заключение к краткому пересказу

  • скупость, жадность;
  • страсть к богатству;
  • поединок золота и благородства.

Основная мысль (идея) пьесы «Скупой рыцарь»: богатство даёт власть, но оно и порабощает жадного человека. Страсть к деньгам разрушающе действует на судьбу людей, одержимых ею.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Гекльберри Финна — героя романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Образ и характеристика Пети Ростова — героя романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

«Гроза» — краткое содержание и пересказ по действиям драмы А. Н. Островского

Образ и характеристика Савелия — героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Анализ новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Образ и характеристика Петра Первого — героя романа Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый»

Сравнительная характеристика Плюшкина и пушкинского барона — героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и маленькой трагед…

Образ и характеристика Тришки — героя комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: