Единицы длины. Километр
Какие меры длины вам уже известны? Что бы вы выбрали для измерения длины простого карандаша, школьного коридора, ширины тетрадной клетки.
Карандаш удобно измерять в сантиметрах или дециметрах, для школьного коридора воспользуемся метром, ширину клетки измерим в миллиметрах.
Ребята, как вы думаете, подойдут ли эти величины для измерения расстояния от Москвы до Санкт-Петербурга?
Конечно, нет! Для измерения больших расстояний будем использовать крупную единицу длины – километр.
Кратко слово «километр» в математике записывают так: км
Добавим эту единицу длины в таблицу:
Отправляясь в путешествие из Москвы в Санкт-Петербург, следует помнить, что путь составляет чуть больше 700 км.
Ребята, давайте узнаем, сколько метров содержится в 700 км. По таблице мы видим, что
1 км = 1000 м.
700 ∙ 1000 = 700.000
Расстояние между городами 700.000 метров или 700 км.
Пользуясь таблицей, узнайте расстояние между Нижним Новгородом и Сочи, если известно, что в метрах оно составляет – 1.800.000
Небольшая подсказка.
Разберем задачу вместе. Мы знаем, что 1 км = 1000 м
Один шаг жирафа составляет 2 м.
1000 : 2 = 500 (ш.) – сделает жираф.
Ответ: 500 шагов.
Это интересно!
Страница 13
Поставь знак >, < или =
1 м > 99 см | 1 м = 100 см |
1 м > 9 дм | 1 дм = 100 мм |
10 см < 1 м | 1 см = 10 мм |
Запиши все возможные двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0.
47, 74, 40, 70.
Задание 4.
Одна сказка занимает 40 страниц, а другая — на 20 страниц больше. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями, и реши её.
Сколько страниц занимают обе сказки вместе?
- Решение:
- 1) 40 + 20 = 60 (страниц занимает второй рассказ)
- 2) 40 + 60 = 10
- Выражение: 40 + 20 + 40 = 100
- Ответ: сказки вместе занимают 100 страниц.
Реши примеры.
8 + 7 — 10 = 5 | 12 — 4 + 9 = 17 | 17 — 10 + 9 = 16 |
7 + 7 — 10 = | 14 — 9 + 7 = 12 | 14 — 6 + 5 = 13 |
- 1) 6 + 5 = 11
- Ответ: через 5 лет Саше будет 11 лет.
На сколько сантиметров 1 м больше, чем 1 дм? 1 м больше, чем 1 см?
Часть 2:
Числа, которые больше 1000Умножение и деление на однозначное число (продолжение)
1
2
3
4
5
6
7
?
8
9
10
11
12
13
?
14
15
16
17
18
19
20
?
21
22
23
24
25
26
?
27
28
29
30
31
32
33
34
Страница 9. Задачи — Расчеты
1
2
3
Страница 10. Странички для любознательных
1
2
3
4
Умножение на числа, оканичвающиеся нулями
35
36
37
38
39
?
40
41
42
43
44
45
46
?
47
48
49
50
51
52
53
?
54
55
56
57
58
59
60
?
61
62
63
64
?
65
66
67
68
69
70
71
72
?
Страница 18. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
Страница 20. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Страница 23. Вопросы для повторения
1
2
Страница 24. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Деление на числа, оканчивающиеся нулями
73
74
75
76
77
?
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
?
88
89
90
91
92
93
94
?
95
96
97
98
99
100
101
?
102
103
104
105
106
107
108
?
109
110
111
112
113
?
114
115
116
117
118
119
?
120
121
122
123
124
?
125
126
127
128
?
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
Страница 35. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Страница 37. Вопросы для повторения
1
2
Страница 38. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страница 40. Наши проекты
1
2
3
4
5
6
Умножение на двузначное и трехзначное число
139
140
141
142
143
144
145
?
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
?
156
157
158
159
160
?
161
162
163
164
165
166
167
168
?
169
170
171
172
173
?
174
175
176
177
178
179
180
181
?
182
183
184
?
185
186
187
188
189
190
?
191
192
193
194
195
196
197
?
198
199
200
201
202
203
204
?
Страница 52. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
Страница 54. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Страница 56. Вопросы для повторения
1
2
Деление на двузначное и трехзначное число
205
206
207
208
209
210
?
211
212
213
214
215
216
217
218
?
219
220
221
222
223
224
225
?
226
227
228
229
230
231
?
232
233
234
235
236
237
?
238
239
240
241
242
243
244
245
246
?
247
248
249
250
251
252
253
254
255
?
256
257
258
259
260
261
262
263
264
?
265
266
267
268
269
?
270
271
272
273
274
275
276
277
278
Страница 67. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страница 68. Задачи — Расчеты
1
2
3
4
5
6
Страница 70. Что узнали. Чему научились
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Письменное деление на трехзначное число
279
280
281
282
283
?
284
285
286
287
288
289
?
290
291
292
293
294
295
296
297
298
?
299
300
301
302
303
304
305
306
307
?
308
309
310
311
312
313
314
315
?
316
317
318
319
320
321
322
?
Страница 78. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
Страница 80. Готовимся к олимпиаде
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Страница 82. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Итоговое повторение всего изученногоСтраница 86. Нумерация
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Страница 89. Выражения и уравнения
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 90. Сложение и вычитание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Страница 92. Умножение и деление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Страница 94. Правила о порядке выполнения действий
1
2
3
4
5
6
7
Страница 95. Величины
1
2
3
4
5
6
Страница 96. Геометрические фигуры
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Страница 97. Задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Страница 103. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Материал для расширения и углубления знанийСтраница 104. Доли
1
2
3
Страница 105. Единицы площади — ар и гектар
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Страница 108. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства
1
2
3
4
Страница 110. Куб
1
2
Страница 111. Прямоугольный параллелепипед
1
2
Страница 112. Пирамида
1
2
Страница 113. Цилиндр
1
2
Страница 113. Шар
1
2
Тексты для контрольных работСтраница 114. Задания базового уровня
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 115. Задания повышенного уровня сложности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Нахождение нескольких долей целого
Ребята, посмотрите на циферблат часов и скажите, сколько минут составляет ¼ часа.
Мы умеем находить долю от целого числа. В одном часе 60 минут. Разделим 60 на 4 части, заштрихуем одну часть.
60 : 4 = 15 (мин.) – одна доля.
Сколько минут составляют ¾ часа? Затруднились? Мы пока не умеем находить несколько долей от целого числа.
Заштрихуем на нашем циферблате 3 части из 4-х.
Одна доля составляет 15 минут. Значит, 3 таких доли составят 3 раза по 15, то есть
15 ∙ 3 = 45 (мин.) — ¾ часа.
Ответ: 45 минут.
Сделаем вывод. Составим алгоритм:
- найти одну долю;
- полученное число умножить на количество долей.
Попробуйте самостоятельно решить задачи.
Задача 1
Ваня начертил в тетради отрезок длиной 15 см. Сколько см в 4/5 долях этого отрезка?
Воспользуйтесь подсказкой в виде схематического рисунка.
Проверь себя.
15 : 5 = 3 (см) – одна доля.
3 ∙ 4 = 12 (см) – в 4/5 отрезка.
Ответ: 12 см.
Задача 2
Сережа потратил на сон 3/8 части суток.
Вспомните, сколько часов содержат сутки. Найдите 3/8 части суток. Ответьте на вопрос: «Сколько часов Сережа потратил на сон?»
Проверь себя.
В сутках 24 часа.
24 : 8 = 3 (ч) – одна доля.
3 ∙ 3 = 9 (ч) – потратил Сережа на сон.
Ответ: 9 часов.
Сегодня на уроке мы узнали новые единицы длины и площади, научились находить несколько долей целого числа. Всего доброго, ребята! До скорой встречи.
Страница 15
59 — 9 = 50 | 8 + 40 = 48 | 83 — 80 = 3 |
90 + 6 = 96 | 66 — 60 = 6 | 97 — 7 = 90 |
Задание 2.
Назови пропущенные единицы длины:
- 1) Ширина стола — 60 … .
- 2) Высота стула — 4 … .
- 3) Толщина стекла — 5 … .
- 1) Сантиметров.
- 2) Дециметра.
- 3) Миллиметров.
Задание 3.
К шлангу длиной 5 м присоединили с одной стороны шланг длиной 3 м, а с другой — шланг длиной 2 м. Какой длины стал шланг?
- 1) 3 + 2 = 5 (метров всего присоединили к шлангу)
- 2) 5 + 5 = 10 (конечная длина шланга)
- Выражение: 3 + 2 + 5 = 10
- Ответ: шланг стал длиной 10 метров.
Задание 4.
В одном букете 5 гвоздик, а в другом — на 2 гвоздики меньше. Сколько всего гвоздик в этих букетах?
Выбери решение этой задачи.
|
|
- 1)
- Решение 2
- 1) 5 — 2 = 3 (гв.)
- 2) 5 + 3 = 8 (гв.)
2) В одном букете 5 гвоздик, а в другом — на 2 гвоздики больше. Сколько всего гвоздик в этих букетах?
Реши примеры:
13 — 10 + 8 = 11 | 18 + 1 — 9 = 10 | 91 — 90 + 0 = 1 |
27 — 20 + 6 = 13 | 28 + 1 — 9 = 20 | 82 — 80 — 0 = 2 |
12 — 3 = 9 | 9 — 6 = 3 | 3 + 8 = 11 | 11 — 7 = 4 |
4 + 9 = 13 | 13 — 6 = 7 | 7 + 5 = 12 | 12 — 0 = 12 |
Реши примеры: