«бородино» (м. лермонтов)

Литература

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

“Бородино” — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

  • — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
  • Французу отдана?
  • Ведь были ж схватки боевые,
  • Да, говорят, еще какие!
  • Недаром помнит вся
  • Россия Про день Бородина!
  • Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:
  • — Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри — не вы!
  • Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

  1. И вот нашли большое поле:
  2. Есть разгуляться где на воле!
  3. Построили редут.
  4. Становится ясно, что
  5. рассказчик — в прошлом артиллерист (“Забил заряд я в пушку туго”). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:
  6. Что тут хитрить, пожалуй к бою;
  7. Уж мы пойдем ломить стеною,
  8. Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений (“Что толку в этакой безделке?”), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим.

Стали слышны разговоры: “Пора до­браться до картечи!” Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, “как ликовал француз”.

Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: “все шумно вдруг зашевелилось”, образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: “Пол­ковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…” Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! не Москва ль за нами?

  • Умремте же под Москвой,
  • Как наши братья умирали!”
  • Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними “побывали и промелькну­ли” и “уланы с пестрыми значками”, и “драгу­ны с конскими хвостами”. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
  • Вам не видать таких сражений!
  • Носились знамена, как тени,
  • В дыму огонь блестел,
  • Звучал булат, картечь визжала,
  • Рука бойцов колоть устала,
  • И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
  • Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:
  • Изведал враг в тот день немало,
  • Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

  1. На поле боя творилась полная неразбериха:
  2. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,
  3. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
  4. Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы “до конца стоять”. Победу старый солдат описывает так:
  5. Вот затрещали барабаны —
  6. И отступили басурманы.
  7. Тогда считать мы стали раны,
  8. Товарищей считать.

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что “были люди в наше время”, что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы “не Божья воля”, Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: “Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…”. В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

Глоссарий:

        • краткое содержание бородино
        • бородино краткое содержание
        • лермонтов бородино краткое содержание
        • бородинская битва кратко
        • бородинское сражение краткое содержание

(1

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Кратчайшее содержание для читательского дневника и отзыв о произведении – не пустая выдумка обезумевшего преподавателя. Вскоре вам всем предстоит столкнуться с серьезными экзаменами, где очень пригодятся накопленные литературные знания: основные события произведений и их трактовка.

(184 слова) Начинается стихотворение с вопроса племянника к дяде о бородинском сражении, где тот участвовал. Он спрашивает, нужно ли было отдавать Москву врагу? Ветеран начинает свой рассказ, в котором подчеркивает, что в «то» время были «богатыри», а не «нынешнее племя».

Говорит о тяжелой доле, выпавшей солдатам, о том, как были они сильны духом, горели желанием постоять за родину и быстрее пустится в бой. Им было тяжело медлить, они упрекали генералов в трусости.

А Москва была отдана по воле Божьей, и это событие, как известно, способствовало победе России над Францией.

Дядя вспоминает погибшего полковника, «слугу царя, отца солдат»: он призывал воинов умереть под Москвой, сдержать клятву верности. Рассказчик говорит, что потомкам не видать таких сражений: груды тел мешали пролетать снарядам. Наши люди готовы были дать новый бой даже после этого, но враг отступил.

И старик отмечает, что они отстояли бы Москву, но «божья воля» распорядилась иначе, и хитрый маневр Кутузова удался.

Стихотворение довольно динамично и трудно выделить какой-то один понравившийся фрагмент, и все же у меня пробегают мурашки по коже, когда рассказчик вспоминает полковника, а точнее его слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!». На что все солдаты дают обещание умереть.

Здесь показано как сильно они любят свою родину, каким мужеством они обладают, что готовы стоять за нее до конца. Это и есть главная мысль произведения: нужно уметь постоять за то, что тебе дорого, даже ценою жизни. Лермонтов преподал нравственный урок своему поколению, которое, по его мнению, было уже не способно на такие жертвы.

Душа наполняется благодарностью, которую хочется выразить бойцам. Поэтому единственное, что мы можем для них сделать, так это не забывать их подвига.

Если вам чего-то не хватает в отзыве, прочитайте анализ произведения от команды «Литерагуру».

Анна Тихоненкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Отзыв 2

Лермонтов М. Ю. написал стихотворение «Бородино». Мне оно запало в душу, поэтому я хочу написать о нём свой отзыв. Это великая история, её должны помнить наши предки. В произведении показана сила духа всей Руси. Наш народ сплочённый, поэтому его нельзя победить.

Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.

Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.

А чуть только наступило утро, началось великое сражение, которое мы до сих пор вспоминаем и называем «Бородинской битвой». Французы сгруппированным строем наступали на наши войска. Они шли сквозь дым, который образовывался от пушечных выстрелов. Главный герой повествования рассказывал о том, как шёл ожесточённый рукопашный бой, знамёна по полю метались и сменялись, картечи свистели. Схватка оказалась настолько страшной, что можно было бы решить, будто во всём свете соединились все силы добра и зла. Закончилось кровопролитное ужасное сражение. Бородинское поле было усеяно горами трупов бойцов. Даже ядра не могли пролетать. Каждая сторона билась насмерть за свои убеждения. Враги были сломлены, русские дали хороший отпор французам. Наполеоновским войскам пришлось отступить.

Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.

Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.

Образы и символы

“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.

Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Темы

  • героического наследия, патриотического настроя, который свойственен русским людям,
  • героизма, вопросов прошлого с настоящим, сопоставление этих двух явлений,
  • сожаления о будущем обществе, о том, что люди не богатыри,
  • народа в историческом прошлом и будущем страны, его роли в переломные исторические моменты,
  • героического руководства армией командиров. К примеру, был описан полковник, который вместе с солдатами ринулся в бой защищать Отчизну. Тем самым, он воодушевил солдат.

Главными темами произведения является критика героев своего времени и патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.

Критика героев своего времени

Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.

Патриотизм простого русского человека

Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.

Он говорит, что солдаты молчаливо озлоблены на действия управляющего войском и вынуждены повиноваться приказу, но готовы идти в бой и сражаться за лучшее будущее. Но когда командир призывает людей защитить столицу, они тут же идут на смерть, лишь бы спасти Родину и не отдать ее врагу.

Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Когда произошло Бородинское сражение, описываемое Лермонтовым?

Ответ. 26 августа 1812 г. Это было самое крупное и наиболее кровопролитное сражение Отечественной войны 1812 г.

К какому стилю речи можно отнести выражение «постой-ка, брат мусью»?

Ответ. Автор имитирует разговорный стиль. Лермонтов имитирует речь опытного вояки. В выражении «постой-ка, брат мусью» присутствуют также саркастически-презрительные нотки, характеризующие отношение русского солдата к французской армии. Применение разговорного стиля позволяет установить связь образов стихотворения с народом и подчеркнуть патриотизм обычного русского человека.

Каким чувством проникнуто стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

Ответ. Стихотворение «Бородино» проникнуто любовью к Родине. Весь рассказ старого солдата исполнен патриотизма. Он восхищается русским воинством, его храбростью и мужеством. Русская армия в стихотворении «Бородино» демонстрирует единство и силу. «Могучее, лихое племя» противопоставлено «нынешнему племени»: «богатыри — не вы». Кульминация рассказа старого солдата — «Уж мы пойдём ломить стеною, / И постоим мы головою / За Родину свою!».

Поделиться ссылкой

Композиция стихотворения

Вступление стихотворения открывается вопросом молодого поколения о смысле и значимости Бородинского сражения для страны. За ним практически сразу следует основная часть сюжета, где от лица непосредственного участника битвы следует рассказ о ней. Солдат выражает неприкрытое восхищение воинами, которые пали и которым удалось выжить во время этой битвы.

После этого следует описание самого́ боя и эмоций, которые переживали в ходе него солдаты. Финал стихотворения повторяет то, с чего начиналось повествование героя, а именно восхищение воинской славой. Вся композиция стихотворения строится на диалоге старого и нового поколения.

Для создания композиции и художественной выразительности автор использует следующие средства:

Анализ произведения

Поскольку основной сюжет стихотворения посвящён величайшей битве в истории России — Бородинскому сражению, здесь есть место и горести, и гордости за русский народ, и сожалению, и даже недоумению, которое выражает молодой герой.

План-анализ сюжета:

Кратко изучив сюжет, можно понять главную мысль стихотворения «Бородино». Она заключается в подтверждении того, какой силой духа обладает русский человек, солдат и воин, творящий историю.

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

22.10.2019

Лермонтов М. «Бородино»

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова: «Три пальмы» «Ангел»

Главные герои стихотворения «Бородино» и их характеристика

Чему учит стихотворение «Бородино» Стихотворение учит любить Родину, не жалеть жизни ради Родины, учит мужеству и героизму. Учит твердости духа и непримиримости в бою. Учит никогда не сдаваться. Учит патриотизму.

Отзыв на стихотворение «Бородино» Это очень красивое и трогательное стихотворение об одной из самых кровопролитных битв Отечественной войны 1812 года. Оно рассказывает о мужестве русских воинов, которые умирали, но не отступали, и заставили себя бояться французов. Но дядя не совсем прав, и богатыри не перевелись на земле русской. И сейчас в тяжелую минуту найдется кому встретить врага.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Бородино» Эпитеты: спаленная пожаром, грозной сечи, ночная тень, дым летучий, кровавых тел, русский бой удалый, протяжный вой, могучее, лихое племя. Метафоры: слуга царю, отец солдатам, ломить стеною, сверкнув очами, звучал булат, затрещали барабаны. Сравнения: двинулись как тучи, носились как тени, тряслась как груди. Олицетворения: картечь визжала. Метонимия: утро осветило пушки, постоим головою, сражен булатом.

Анализ стихотворения «Бородино»

Стихотворный рассказ считается откликом Михаила на произошедшие события и героизм ополченцев 1812 года. Он написал его, воодушевляясь юбилеем победы над французами. Здесь автор раскрывает тему отношения народа и человека к Родине и иные темы.

По сюжету детище писателя представляет собой комплексное повествование о битве под Бородино от участника тех лет. В рассказе дается оценка и выражается гордость за простых людей, высказывается восхищение смелостью и отвагой народа.

Проводя анализ текста, также важно уточнить значение некоторых цитат. Это поспособствует лучшему пониманию стихотворения:

  • «зимние квартиры» казармы вблизи городов, в которых солдаты жили во время войны,
  • «уж мы пойдем ломить стеною» хождение солдат на неприятеля стенка на стенку, уничтожение врага врукопашную,
  • «нынешнее племя» современное поколение в ироничном звучании,
  • «слуга царю, отец солдатам» беспрекословное подчинение начальника отцу народа (царю) и подчинение солдат начальнику, который был им как родной отец.

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

Средства художественной выразительности

Весь сюжет построен на диалоге. Разговаривает представитель уходящего славного поколения со сменяющим его потомком. Воин беспокоится о безопасности Отечества. Образ рассказчика Лермонтов рисует с помощью просторечных слов и выражений: «что толку в этакой безделке», «мусью», «тут как тут», «ушки на макушке». Просторечный словарь создаёт истинно народный облик солдата.

Низкие выражения в произведении сменяются высоким стилем: «сверкнув очами», «ликовал», «на поле бранной сечи ночная пала тень». Также автор использует риторические восклицания для большей торжественности, сравнения. В кульминации стихотворения появились олицетворения: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «картечь визжала».

Особенности

Какова ключевая мысль в произведении «Бородино»? М. Ю. Лермонтов, по мнению Белинского, хотел подчеркнуть бездействие своих современников, их зависть к предкам, жившим во времена, отмеченные славой и великими делами. Тема героизма проходит красной нитью через многие произведения, созданные русским поэтом в первой половине тридцатых годов.

Незадолго до написания стихотворения «Бородино» Лермонтов познакомился с Афанасием Столыпиным. Этот человек был героем, ветераном Отечественной войны, артиллерийским штабс-капитаном. Словом, личностью легендарной в лермонтовские времена. И конечно, штабс-капитан участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов и Столыпин состояли в родственных связях. Последний приходился братом бабушке поэта.

Столыпин много рассказал поэту о Бородинском сражении. Но в произведении повествование ведется от лица безымянного солдата — человека малограмотного, но мудрого и проницательного. Но главное — от лица непосредственного участника освободительной войны. Эта особенность придает произведению эпичности и наполняет его фольклорным содержанием. В рассказе солдата-артиллериста присутствуют эпохальные настроения, которые часто встречались в кругу военных в те времена. Есть в произведении еще один интересный образ – безымянный полковник. Лермонтов не объективирует этого персонажа. Но есть версия, что прототип его — Петр Багратион, знаменитый генерал, главнокомандующий Второй Западной армией.

Тема стихотворения

Михаил Юрьевич представлял поколение, не видевшее сражений с Наполеоном, но он узнавал о них от очевидцев. В 30-е годы XIX века горячо обсуждались те военные события. Когда Михаилу исполнилось 16 лет, он написал стихотворение «Бородинское поле», ставшее основой для хрестоматийного творения Лермонтова «Бородино». Краткое содержание баллады отображает богатую историю этого сражения.

В 1837 году в Российской империи праздновалось 25-летие победы в войне с французами. В храмах звучали молитвы о погибших, а в Москве была заложена церковь в память о великом подвиге россиян. Торжественную атмосферу решил подхватить и Лермонтов.

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: