О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.
Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.
Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.
Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.
Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.
Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.
Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.
Краткое содержание рассказа ‘Золотые слова’ М.Зощенко для читательского дневника в 5-6 предложений
- На праздничных обедах, брат и сестра сидят за столом вместе со взрослыми, чем дети очень гордились;
- По началу взрослым это нравилось, но потом дети осмелели и после того, как Леля и Минька стали перебивать начальника, рассказывающего историю, их не стали приглашать за стол.
- Ребята стыдятся своего поступка и обещают исправиться и однажды их снова допускают за стол, при условии, что они не будут разговаривать.
- Дети сидят молча и едят; Минька решил подогреть твердое сливочное масло над стаканом чая начальника.
- Масло тает и падает в стакан, начальник его выпивает и начинает возмущаться.
- Когда узнают про масло, Миньку спрашивают, почему тот ничего не сказал, а он заявил, что говорить было запрещено, но папа объяснил что можно, а что нет и произнес золотые слова.
Краткое содержание рассказа Зощенко ‘Золотые слова’ можно написать так:
Минька и Леля очень любили сидеть за обеденным столом вместе со взрослыми. Но они также любили встревать в разговоры взрослых и однажды сильно обидели папиного начальника. Когда тот рассказывал про пожар и спасенного пожарного, Леля все порывалась рассказать историю про девочку со двора, а Минька комментировал.
В итоге папа запретил детям обедать вместе со взрослыми.
Прошло два месяца и папа разрешил детям сидеть со взрослыми, но заставил пообещать, что они ни слова не произнесут за обедом.
Минька случайно роняет в чашку начальника масло и тот пьет чай с маслом. Гости возмущаются, что дети не сказали про масло, а они говорят, что им запретили что-либо говорить.
Папа произносит золотые слова о том, что действовать следует по ситуации. Потому что заранее все предусмотреть невозможно.
Этот совет помогает в будущем Миньке стать счастливым.
Вот какой план пересказа я могу предложить:
- Мальчик Минька любит ужинать со взрослыми, слушая их разговоры и вставляя свои замечания
- Начальник папы рассказывает историю про пожар, но Ляля, сестра Миньки, перебивает его пытаясь рассказать более занимательный случай
- Начальник возмущается поведением детей
- Минька пытается выручить Лялю, но начальник еще больше сердится
- На сердитых воду возят — говорит Ляля, а начальник говорит, что ему не хочется ходить к ним в гости из-за невоспитанных детей
- Детей больше не садят со взрослыми
- Через два месяца их все-таки приглашают за общий стол
- Минька не может намазать масло — оно как каменное
- Он решил погреть масло над чаем папиного начальника
- Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить
- Как масло попало в чай?
- Преступление детей — видели, что масло упало, но ничего не сказали
- Папа сказал нам молчать за столом
- Золотые слова — все надо делать с учетом обстановки. За глупость не наказывают.
Можно составить такой план к рассказу ‘Золотые слова’:
- Леля и Минька любят ужинать вместе со всрослыми и принимать участие в разговорах старших.
- Папин начальник за столом рассказывает исторю про пожар, а Леля вмешивается в рассказ.
- Рассказ начальника прерван, он недоволен и даже возмущен поведением детей.
- Леля и Минька больше не садятся за взрослый стол, запрет длится два месяца.
- Наказание окончено, и дети снова за столом со взрослыми, и снова начальник там присутствует.
- Леля и Минька теперь сидят молча.
- Минька решил нагреть твердое масло и нечаянно уронил кусок в стакан папиного начальника.
- Помня запрет на разговоры за столом, дети промолчали о случившемся.
- Начальник в негодовании — почему никто не сказал, что в чае масло?
- Папины золотые слова: действовать надо, в зависимости от ситуации, молчать было нельзя — именно так поступают умные люди.
План по прочитанному рассказу ‘Золотые слова’ М. М. Зощенко для дальнейшего пересказа:
- Минька и Леля любят ужинать за столом со взрослыми.
- Рассказ папиного начальника про пожар.
- Леля не выдержала и вмешалась в разговор.
- Замечания от папиного начальника.
- Начальник потерял нить своего рассказа.
- Леля продолжила рассказ и получила от мамы шлепок.
- Минька решил поправить положение.
- Гости смеялись, а начальник затрясся от гнева.
- Замечания бабушки-гостьи.
- Начальник высказал свое мнение о детях за столом.
- Папа запретил детям ужинать со взрослыми.
- Два месяца полного запрета.
- Дети уговорили папу и он снова разрешил.
- Минька с Лелей едят за четверых.
- Сливочное масло в стакане папиного начальника.
- Папино правило о разговорах и молчании.
- Папины слова записаны золотыми буквами в сердце.
Вы читали краткое содержание рассказа Зощенко Золотые слова: для урока литературы разных классов школы. Текст пересказа можно использовать, как отзыв, краткий анализ и для читательского дневника. Михаил Зощенко: zoshhenko.ru
Краткое содержание
Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.
Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.
Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке
А Минька решил ещё и откусить яблоко
Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука
А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.
Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.
Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.
Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.
И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.
2 вариант
Произведение по жанровой направленности является автобиографическим рассказом, содержание которого заключается в описании детских приключений писателя, произошедших в рождественские праздники.
Главные герои рассказа представляются в образах брата и сестры, Лели и Миньки, при этом сюжетное повествование осуществляется от лица мальчика.
Леля представляется в рассказе в качестве семилетней очень высокой девочки, имеющий богатырский рост, которую Минька называет громилой, отличающейся зверским аппетитом, особенно увлекающейся сладостями. При этом сам Минька является крохотным вечно голодающим созданием.
По характеру Леля является нетерпеливой девочкой, достаточно хитрой, умеющей манипулировать окружающими людьми, обладающей талантом переубедить всех в своей правоте, а также требовать от близких людей проявления справедливого отношения.
Кроме того, Леля характеризуется в качестве довольно жадного ребенка.
Сюжетная композиция рассказа строится на описание кануна Рождества, праздника, ожидаемого любым человеком. По сюжету дети увлеченно рассматривают наряженную в комнате елку, на которой висят многочисленные яркие и красочные игрушки., а также разнообразные сладости.
Поскольку Леля не отличается особым терпением, она не сдерживается и срывает с елки одну из конфет, которая кажется ей необычайно вкусной и сладкой. Не насытившись, девочка снимает и следующую конфету. Минька, глядя на сестру, тоже стремится добыть угощение, но из-за маленького роста дотягивается только до яблока, которое ему представляется самой восхитительной находкой. При этом девочка прекрасно осознает, что маленький братишка не может дотянутся до сладостей, но не желает делится с Минькой, уплетая одну за другой конфеты с елки.
Минька не желает мириться с такой несправедливостью и, взяв стул, пытается залезть повыше, однако его попытка не увенчается успехом, и он с грохотом падает со стула. На шум в комнату прибегают родители, которые, поняв произошедшее с детьми, принимают решение об их суровом наказании, заключающемся в лишении Лели и Миньки рождественских подарков, отдав их другим ребятам.
Таким образом, смысловое значение рассказа заключается в демонстрации неправильных поступков, которые приводят к неблагоприятным последствиям. Автор призывает читательскую аудиторию в лице детей никогда не стремится к чужим вещам без соответствующего разрешения, поскольку данные поступки являются ошибочными.
Главные герои
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
- Леля.
- Минька.
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Вопрос 1. Страница 53
Составь план произведения. Перескажи текст, используя вопросы.
• Почему был испорчен праздник? • Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
План
- Воспоминания о елках
2. Леля и Минька у ёлки
3. Приход гостей
4. Раздача подарков.
5. Ссора и уход гостей
6. Наказание отца
Вопрос 2. Страница 53
Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведи примеры из текста.
Лёля и Минька съели сладости с ёлки, откусили по кусочку яблока на ней, отбили руку у кулы, предназначенной для подарка гостям. Мама наказала детей, и паровозик, который предназначался Миньке, был подарен другому мальчику. Минька стукнул того мальчика игрушкой так, что тот заревел. Все, в том числе мамы детей, поссорились из-за этого и гости ушли.
Леля и Минька не задумывались о последствиях. Они были жадными, завистливыми, не способными правильно оценить то, что они делали.
Подтверждение из текства: «И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся.»
Вопрос 3. Страница 53
Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.
Я думаю, дети думали только о себе и не понимали, к каким последствиям это может привести, потому что они еще маленькие. Леля и Минька поступили плохо, но я думаю, потом они осознали свою вину и исправились. Писатель не может отрицательно относится к своим героям, потому что он пишет о себе в детстве. Но он показывает, какими глупыми и жадными могут быть дети, и что такими быть плохо.
Вопрос 4. Страница 53
Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Можно использовать для ответа цитату на выбор:
«Я не хочу, чтобы мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня… Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».
Вопрос 5. Страница 53
Что значит «думать о других»? Всегда ли ты думаешь о других? Приведи пример, когда твои мысли были подтверждены поступками.
Думать о других— это героический поступок. Если ты думаешь о других— значит ты не эгоистка, а верный друг. Думать только о себе- это эгоизм. От этого качества нужно избавиться.
Вопрос 6. Страница 53
Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме? Запиши письмо в «Рабочую тетрадь».
Думать о себе – это заботиться, думать и волноваться за себя. Думать о других — это переживать, поддерживать родного или близкого человека.
Наш мир сильно изменится, если человек начнет, думал не только о себе, но и о других.
Иногда нужно просто остановиться, посмотреть вокруг, может именно сейчас, нужна твоя помощь. Мы все живем в социуме, и все мы нуждаемся в помощи и поддержке. Она может быть разная материальная, физическая, духовная.
Человек, который думает и любит помогать другим, всегда окружен любовью, заботой и вниманием. И другие люди с удовольствием помогут, как он однажды им. ← Предыдущее
Следующее →
← Предыдущее
Следующее →
Анализ произведения Михаил Зощенко
Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей
. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.
Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы
и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.
Год:
1932Жанр: рассказ
Главные герои:
брат и сестра Минька и Лёля
В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора – о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом. Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.
Чему учит:
Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание – стыд, который они не забудут.
Читательский дневник по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко
Название произведения: «Ёлка»
Число страниц: 8
Жанр: рассказ
Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Второстепенные герои:
Золотушный мальчик, его мама.
Характеристика главных героев:
Минька — маленький и любознательный.
Доверчивый. Хотел быть лучше сестры. Глупый и невоспитанный.
Леля — дерзкая, ловкая.
Находчивая. Специально дразнила брата. Болтливая, язвительная.
Мама — добрая, открытая, гостеприимная, также справедливая.
Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.
Папа — строгий, справедливый, умный. Умеет настоять на своём.
Характеристика второстепенных героев:
Золотушный мальчик — слабый, обиженный.
Его мама — недовольная, любит ругаться.
Краткое содержание рассказа «Ёлка»
Минька и его старшая сестра Лелька в канун Нового года пробрались в комнату.
Там стояла наряженная ель и лежали подарки.
Лёля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки.
А маленький Минька сумел достать только одно яблоко.
Он обиделся на сестру и полез на стул.
Стул упал и разбил куклу.
Дети испугались и убежали.
Пришли гости.
Мама раздавала детям гостей подарки.
Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко.
Конечно, сразу поняла, кто это натворил.
Она придумала, как наказать сына: отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.
Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.
Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.
Мама стала заступаться за сына.
А мама золотушного мальчика сказала, что больше не придёт в этот дом.
Другая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, а Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому.
Затем погасил новогоднюю ёлку.
Главная мысль рассказа «Ёлка»
Основная мысль рассказа в том, что нельзя быть жадным и обижать маленьких.
Главная идея произведения в том, что если пригласил людей, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым, обходительным, никому не грубить, потому что иначе можно остаться одиноким.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки, хорошее настроение, чтобы иногда получать ответные дары.
Учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит уметь уступить, проявить терпение и тактичность.
Ведь как ты относишься к людям, так и они станут относиться к тебе.
Краткий отзыв к рассказу «Ёлка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я поняла, как много значит доброжелательность и умение делиться.
Это смешное, увлекательное произведение, но также оно очень поучительное.
Начинается всё с обычной жадности, а заканчивается важным выводом о том, что можно остаться одиноким, если плохо относиться к людям.
Рассказ мне понравился тем, что автор не старается выгородить самого себя в детстве.
Он честно рассказывает о своих ошибках и это говорит о том, что автор их полностью признал и исправился.
Больше всего в этом рассказе мне понравился папа главных героев.
Он оказался человеком честным и принципиальным, может быть даже слишком суровым.
Но он хотел воспитать детей настоящими людьми.
Рассказ заставляет задуматься о своём отношении к другим людям, о недостатках, которых никто не лишён.
Я рекомендую всем прочитать эту замечательную историю, чтобы на чужих ошибках понять, как можно себя вести, а как нельзя.
Читательские дневники по другим произведениям Михаила Зощенко:
- «30 лет спустя»
- «Самое главное»
- «Великие путешественники»
- «Золотые слова»
- «Не надо врать»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Саламбо Флобера
Во время пира в садах вокруг дворца Гамилькара в Карфагене собрались войны, доблестно сражавшиеся за честь государства, но оставшиеся без оплаты своих трудов, поскольку казна разорилась
- Краткое содержание Жизнь насекомых Пелевин
В 1993 году увидел свет роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Роман-гротеск. Так его оценивают литературные критики.
- Краткое содержание Гете Страдания юного Вертера
В этом произведении представлен молодой человек: очень умный, мыслящий и, действительно, страдающий. Беды его, в основном, от любви.
- Краткое содержание Эпос о Гильгамеше
Данное произведение по своей сути отображает всю преданность и верность дружбе. Несмотря на многое именно дружба способна преодолеть все препятствия, и облагородить человека.
- Краткое содержание Шукшин Материнское сердце
Чтоб заработать денег на свадьбу Витька поехал продавать сало на городской рынок. Распродавшись и ожидая отправления автобуса, он пошел в ларек выпить вина. Там к Витьке подошла девушка, попросила прикурить, а разговорившись и выпивши с Витькой
Михаил Зощенко — замечательный русский писатель, печальный человек и большой юморист. Как ни странно, такое встречается. Он писал произведения и для взрослых, которыми зачитывались, когда они выходили из печати, и рассказы для детей. Наиболее известен цикл «Леля и Минька» (в нем восемь коротеньких произведений), созданный между 1937 и 1945 годами. Его открывает у Зощенко «Елка». Краткое содержание будет представлено ниже.