Сочинение на тему: главная мысль произведения человек на часах, лесков

«человек на часах» — кратко по рассказу н. лескова

Краткое содержание рассказа «Человек на часах»

  1. Солдат Постников стоял у караульной будки неподалеку от Невы. Внезапно он услышал, что в полынье, которая образовалась в реке из-за оттепели, кричит о помощи тонущий человек. Постников долго мучается, разрывается между страхом покинуть пост (что является серьезным нарушением Устава и грозит наказанием вплоть до расстрела) и желанием спасти человека, который гибнет совсем рядом, и вытащить его нетрудно.
  2. Наконец он решается, сбегает на лед, протягивает тонущему свое оружие и вытаскивает его. На набережной, куда выходят Постников и спасенный человек, навстречу им выезжают сани, в которых сидит офицер придворной инвалидной команды. Постников быстро уходит обратно на пост, офицер отвозит спасенного к приставам и объявляет, что сам спас его. Спасенный ничего не помнит, и возразить не может. Но сомнения у всех вызывает сухая одежда офицера.
  3. Постникова, мокрого и дрожащего, за оставление поста заключают под стражу. Командование размышляет, как выкрутиться из этого страшного для всех инцидента без последствий. Помочь в этом просят батальонного командира Свиньина. Свиньин решает обсудить вопрос с обер-полицмейстером Кокошкиным.
  4. Кокошкин вызывает к себе спасенного человека и спасшего его офицера. Он видит явную ложь и неувязки в этой истории, но убеждает утопавшего, что его спасителем был именно этот офицер. Сам спасенный был пьян и ничего не помнит. Кокошкин обещает офицеру, что о его подвиге будет доложено императору. Вскоре он лично вручает офицеру медаль «за спасение погибавших».
  5. Свиньин чувствует незавершенность истории, она тревожит его. Три дня он болеет, а затем вызывает к себе капитана караульных и говорит, что благодаря Кокошкину им удалось завершить эту неприятную историю к общему довольству и благополучию. Но для полного завершения нужно определиться и с положением Постникова: вывести того из-под ареста и наказать перед строем двумя сотнями розог Капитан пытается протестовать, но Свиньин, раздражаясь, требует наказать Постникова по всей строгости.
  6. На следующий же день приказание Свиньина было выполнено, после чего Постников отправлен в лазарет. Свиньин навещает солдата в лазарете и остается так доволен, что жалует ему фунт сахару и четверть фунта чаю. Постников благодарит командира за отеческую милость, он и в самом деле доволен, что все обошлось так, а не намного хуже.
  7. Однажды Свиньин встретился с владыкой и кстати рассказал ему эту историю, которая к тому времени уже обросла всякими слухами. Владыка убеждает его в полной правильности решения, потому что долг службы нельзя нарушать, а для воина полезно претерпеть унижения и раны за свой подвиг.

Темы

Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.

Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка

Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи

Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Второстепенные герои рассказа Лескова «Человек на часах»

Владыка епископ. Этот священник также в курсе того, что происходило на Неве перед его крещением. Однако он категорически отказывается что-либо понимать и даже оправдывает все происходящее торжеством Божьей праведности.Образ епископа олицетворяет всю ту самоправедную и ложную веру, которая пронизывала церковь и дворянство.
Миллер — капитан Измайловского полка. Именно от него Лесков узнает историю, случившуюся с Постниковым. В отличие от Свинина, он способен на милосердие в лучшем виде. Однако, к сожалению, ничего нельзя сделать против вопиющей несправедливости, царящей в обществе.
Кокошкин — начальник полиции. Не желая столкнуться с трудностями и объясниться, он награждает Миллера и Свинина и оставляет Постникову в тюрьме. Правда, кажется, не совсем удобна для других и поэтому лучше ее отрицать. Лесков показывает, как быстро можно предать благородную идею ради лицемерия и благосклонности важных людей.

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал. Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров. Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели. На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека. Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Отзыв о рассказе «Человек на часах»

Рассказ написан в саркастической, ироничной интонации, но на самом деле он глубоко трагичен. В довольно коротком повествовании отразились сразу множество пороков современного Лескову общества: беззаконие, слепое и бездумное подчинение вышестоящим командирам, чинопочитание, ложь и лицемерие на всех уровнях вплоть до духовенства. Рассказ повествует также о нравственном выборе: о конфликте воинского и человеческого долга, выборе между личной выгодой и справедливостью. Характерно, что сам Постников в этой ситуации воспринимается только источником проблем, абстрактным солдатом, а не живым человеком. И сам он воспитан в ощущении себя вечно виноватым «Богу и государю», и всем обязанным. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?Наиболее ярким мне показался отрывок, в котором Кокошкин беседует со спасенным и офицером. Его реплики точны и лишены сомнений, он уверенно создает эту мистификацию, с которой все только рады согласиться. Со спасенным он разговаривает уверенно и пренебрежительно, особенно когда узнает, что тот был «выпимши». С офицером же – нарочито уважительно, чтобы исключить любые неверные трактовки ситуации.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Владыка — неофициальное титулование архиереев и митрополитов
  • Ложа ружья — деревянная часть ручного стрельного оружия
  • point sur les i – точки над i (франц.)
  • Фунт – мера веса, равная примерно 0,5 килограмма.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть; снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой.
  • наказание же на тело простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе.
  • Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Глава третья

Вначале все шло хорошо по карау: места распределили, людей расставили, все было в полном порядке. Царь Николай Павлович был здоров, вечером покатался, вернулся домой и лег спать. Дворец тоже заснул. Настала самая тихая ночь. В сторожке тишина. Капитан Миллер приколол свой белый платок к высокой и всегда жирной марокканской спинке офицерского кресла и сел, чтобы скоротать время с книгой.

Н.И. Миллер всегда был заядлым читателем, поэтому ему не было скучно, но он читал и не замечал, как уходила ночь; но вдруг, в конце второго часа ночи, его встревожила страшная тревога: перед ним появился унтер-офицер и, весь бледный, охваченный страхом, быстро заикался:

— Беда, ваша честь, беда!

— Какие?!

— Произошла страшная беда!

Н.И. Миллер вскочила в неописуемой тревоге и с трудом могла понять, в чем именно состоит «невезение» и «страшное несчастье».

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Сочинение «Человек на часах»

Программа по русской литературе 8 класса предусматривает изучение творчества Николая Лескова. По итогам раздела ученики обычно готовят письменные работы. Вниманию читателя предлагается сочинение «Человек на часах» по одноименному рассказу Лескова.

Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.

Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не покидать свою будку. В этом он клялся самому царю! А за нарушение клятвы в те времена могли и в Сибирь отправить на каторгу, и даже расстрелять.

И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву. Что делать в такой ситуации? Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей? Караульный все-таки выбирает первое. Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит дальше?

О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет «бедой» и «караулом». Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники. Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко. А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.

Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам… Это же каким запуганным нужно быть?

А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания.

Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности

А все остальное – не важно. Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак

Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут. Наверное, для того Лесков и писал свое произведение «Человек на часах»!

Сочинение «Человек на часах»

Оцените пожалуйста этот пост

Характеристики главных героев

Главный герой произведения, часовой караульной службы возле Зимнего дворца. Он был очень чувствительным человеком, поэтому, когда услышал крики о помощи, раздающиеся с реки, то у него сразу появилось желание помочь тонувшему человеку. Но он не мог покинуть пост, так как это было очень тяжкое преступление, которое каралось вплоть до каторги. Подробнее>>>

Батальонный командир, подполковник, непосредственный командир часового Постникова. Свиньин был карьерист, жёсткий и любящий дисциплину человек. Когда его поставил в известность командир роты Измайловского полка Миллер о том, что часовой Постников покинул свой пост для спасения тонущего в ледяных водах Невы, Свиньин очень испугался.­ Подробнее>>>

Молодой офицер, капитан, командир роты Измайловского полка. Он был хорошо образован и надёжен на службе. Кроме этого, он любил много читать. Единственное, что мешало ему быстро расти по службе, он был гуманно настроен к солдатам, видел в них «человека». В тот зимний день он первым из начальства узнал о проступке часового Постникова. Подробнее>>>

Генерал, обер-полицеймейстер, который смог замять историю с часовым Постниковым, который оставил свой пост для того, чтобы спасти из Невы утопающего. Его характеризуют как человека, энергичного, но грозного и бессердечного. Он может сделать очень многое, но если у него будет на это желание. Когда генерал Свиньин узнал о происшествии, то после некоторого раздумья, побежал к Кокошкину, так как решил, что только он сможет исправить эту ситуацию. Подробнее>>>

Офицер придворной инвалидной команды

Один из основных героев, инвалидный офицер, который случайно оказался ночью возле места, где часовой Постников вытащил из воды тонувшего человека. Так как спасённый был в беспамятстве, то офицер сразу смекнул, что часовому покидать свой пост нельзя, ни при каких обстоятельствах, поэтому он никому не расскажет о своём поступке. Тогда он посадил спасённого к себе на сани и отвёз в часть, где заявил, что именно он спаситель. Ему никто не поверил, но так как скандала с оставлением поста часовым никто из начальства не хотел, то спасителем признали его, да ещё и вскоре наградили, чего он и добивался.

Спасённый

Второстепенный персонаж, мужчина, который в пьяном виде пошёл через Неву и попал в полынью. Он начал истошно орать, чем растрогал часового Постникова, который стоял в это время на посту. Несмотря на то, что тому нельзя было покидать пост, он рискнул и спас тонувшего. Спасённый уже был в беспамятстве и не помнил, кто его спас. Поэтому генерал Кокошкин приписал его спасение инвалидному офицеру, который случайно оказался на месте происшествия и выдал спасение на свой счёт.

Пристав

Второстепенный персонаж, пристав, который первым допросил инвалидного офицера и не поверил тому, что он спас человека. Об этом он рассказал генералу Кокошкину, но тот не стал его слушать, так как он приял решение замять дело и приписал спасение инвалидному офицеру.

Разводный унтер-офицер

Эпизодический персонаж, доложил Миллеру о проступке часового Постникова.

Николай Павлович

Эпизодический персонаж, государь. Миллер, Свиньин и даже Кокошкин очень боялись, что он прознает про оставление своего поста часовым и накажет их, как его командиров.

см. также:Краткое содержание Человек на часах, Лесков

Главная мысль рассказа Лескова Человек на часах

Человеческий нравственный долг всегда превыше всего, даже если из-за правильного поступка человек может пострадать сам.

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым в Измайловском полку, услышал странные человеческие крики и вопли. Кто-то звал на помощь. Солдата звали Постниковым. Он не знал как поступить, поскольку не мог оставить свое место караула, а человек все звал на помощь. Он все же решил бегом пойти посмотреть в чем дело. Голос шел из реки. Постников спас утопающего, вытащив его ружьем. Жизнь бедного человека все же была в опасности, поскольку он очень сильно замерз и был совершенно слабым. В этот момент солдат увидел офицера в коляске. Он сразу же вернулся на караул. Утопающего подобрал офицер и, возомнив себя спасителем, отвез его в съезжий дом.

Несколько минут отсутствия Постникова не осталось тайным. Его отсутствие заметили и отправили сразу же к офицеру Миллеру. Постникова посадили в карцер. Из-за страха, что обо всем может узнать государь, командир был вынужден обратиться за помощью к офицеру Свиньину. Дело дошло до того, что очень много людей были замешены. После обращения к Свиньину было принято решение попросить совета у обер-полицмейстера Кокошкина. Последний решил пойти на решительный шаг.

Он прежде всего посчитал необходимым встретиться с самим инвалидным офицером и с человеком, чье спасение вызвало такой переполох среди многочисленных высокопоставленных лиц. Инвалидный офицер и утопающий были как следует допрошены. В результате этого допроса полицмейстеру стало известно, что кроме часового никто иной не имеет представления о произошедшем и тот является единственным свидетелем всей истории со спасением. Инвалидный офицер опять выступил в роли спасителя. На этот раз его подвиг был оценен как следует. Его наградили медалью, предназначенной для похожих историй, когда один спасает жизнь другого человека.

Настоящий спаситель все это время находился в карцере. Он в своих мыслях уже успел передумать и попробовать предугадать любой ход событий. Его наградой за спасение бедного погибающего человека стало наказание, а именно, получить двести ударов розгой. После своего наказания солдат все же был очень доволен решением Свиньина, поскольку в мысль ему приходили гораздо тяжкие награды, чем полученные удары розгой. Об этой истории стало известно священнику. Тот подумал о произошедшем и заключил, что лучше наказать солдата за подобный подвиг, чем вознести его. Так пользы будет больше.

Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

Произведение является по жанровой направленности рассказом, написанном в стиле реализма, поскольку в его основе лежат реальные события, имевшие место в тот период времени и ставшие известными писателю.

Основной темой рассказа писатель представляет проблему нравственного выбора между человеческим долгом и воинской обязанностью в соответствии с уставом, поднимающего вопросы совести, чести, человечности, а также бездушного формализма.

Главным героем рассказа является Постников, представленный писателем в образе часового дворцового караула, осуществляющего службу на посту. Постников характеризуется в рассказе как человек, верный и воинскому долгу, и собственной совести, отличающийся христианской смиренностью, терпением и готовностью на самопожертвование.

Сюжетная линия произведения повествует о произошедшем во время несения Постниковым службы чрезвычайном событии, когда солдат слышит крик о помощи тонувшего в реке человека, и перед часовым встает сложный выбор: оказание помощи утопающему либо выполнение воинского долга. Солдат, понимая негативные последствия своего поступка в виде наказания, оставляет пост и оказывает помощь человеку, попавшему в беду.

Композиционная структура рассказа выстраивается по хронологической схеме и представляет собой описания ощущений главного героя, а затем изображаются последствия совершенного Постниковым поступка в виде действий военного руководства.

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют иронические приемы, а также саркастическое изложение.

Второстепенными персонажами рассказа являются представители воинского начальства в образах капитана Миллера, гуманного, надежного офицера, подполковника Свиньина, бездушного карьериста, а также обер-полицеймейстера Кокошкина, демонстрирующие абсурдность принимаемых ими решений, целью которых сохранение собственного благополучия и погон. Результатом спасения утопающего для Постникова становится наказание в виде получения ударов розгами.

Авторский замысел рассказа заключается в раскрытии темы духовного безразличия, царящего в человеческом обществе в любой исторический период.

Анализ 2

Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

Солдат Постников, стоящий на посту у Зимнего дворца, представляет собой образ живого начал, еще не раздавленного имперскими порядками и не адаптировавшегося к ним. Видя тонущего человека, он чувствует, что надо броситься и спасти его. Его гуманность не была раздавлена и подчинена тупым исполнительством и равнодушием, которое насаждалось тогда в государстве и, особенно, в армии достаточно жесткими методами. Солдат прекрасно понимал, что за оставление поста его ждет смертная казнь, но рискнул жизнью ради спасения абсолютно незнакомого ему человека.

Капитан Миллер и его вышестоящий командир подполковник Свиньин в душе были на стороне солдат. Однако не доложить наверх для них означало самим подвергнуться жестоким карам. Свиньин был человеком более искушенным и обратился к умному человеку, способному решить проблему полицмейстеру Кокошкину. Тот позволил офицеру, забравшему тонувшего человека, приписать спасение утопающего себе, что показало возможность легко миновать железные тиски порядка и дисциплины, установленные императором. Кокошин совершил, таким образом, несправедливость, но она оказалась гораздо меньшим злом. Этим Лесков показал пагубность и бесполезность попыток убить дисциплиной живое в человеке.

Вывод и своё мнение

В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: