Краткое содержание Платонов Песчаная учительница
Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.
Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.
Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.
Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.
История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы. Произведение показывает целеустремленность человека.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Художественное своеобразие
В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо
В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.
Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.
Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.
Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.
Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.
Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.
Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.
Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.
Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.
Герои и образы
Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.
Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.
Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.
Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.
Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.
Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.
Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.
В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.
Сейчас читают
В далёкой стране жил король со своими детьми. Мальчики учились в школе, а девочка, дочь короля, была ещё совсем маленькой.
Майн Рид великий английский писатель был рожден 4 апреля 1818 года в, бедных ирландцев. С ранних лет писатель работал, чтобы помогать семье. Мальчик с детских лет был очень любознательным, и несмотря на занятость
В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.
Бассанио, благородный, но бедный венецианец, просит у своего друга, богатого купца Антонио, взаймы три тысячи дукатов для сватовства к богатой наследнице Порции из Бальмонта. Антонио, все деньги которого вложены в заморские операции
Воспоминания рассказчика в первой главе связаны с созерцанием явлений окружающего мира в период желанных теплых дней ранней осени. Изменения, связанные с вступлением осени в свои права, проявлялись постепенно
Художественная литература
1
Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами.
Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция ее — почти не коснулись. Ее глухая пустынная родина осталась в стороне от маршевых дорог красных и белых армий, а сознание расцвело в эпоху, когда социализм уже затвердел.
Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство, боясь нанести глубокие незаживающие рубцы ее некрепкому растущему сердцу.
Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география поэзией.
Шестнадцати лет отец свез ее в Астрахань на педагогические курсы, где знали и ценили отца.
И Мария Никифоровна стала курсисткой.
Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.
Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, — эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.
Но все минуло. Настал конец ученья. Собрали девушек в зал, вышел завгубоно и разъяснил нетерпеливым существам великое значение их будущей терпеливой деятельности. Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь. В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами.
Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней.
2
Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу — Марию Никифоровну, когда она очутилась среди безлюдных песков на пути в Хошутово.
В тихий июльский полдень открылся перед нею пустынный ландшафт.
Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным.
Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.
Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид:
безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни.
В Хошутово Нарышкина приехала на третий день к вечеру.
Она увидела селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник — шелюгу у глубоких колодцев. Колодцы на ее родине были самыми драгоценными сооружениями, из них сочилась жизнь в пустыне, и на устройство их требовалось много труда и ума.
Хошутово было почти совсем занесено песком. На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.
Несколько интересных сочинений
- История создания рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
История написания произведения была рассказана самим автором одном из его очерков. О работе над ним упоминается также в его дневнике.
- Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем
- Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение
Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа
Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое
Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение
В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда
Сюжет и композиция
Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.
Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.
Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.
Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.
Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.
Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.
Песчаная учительница
Очень кратко
Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.
Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.
С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.
Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.
Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно — то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.
Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела».
В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».
Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.
Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.
Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».
На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.
Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.
Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».
Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.
Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту — село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, — чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.
Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.
Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня — будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».
Анализ произведения Платонова Песчаная учительница
Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.
Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.
Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.
Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.
В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую
Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе
Литературное направление и жанр
Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.
Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(935)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(821)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(787)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(792)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(888)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(649)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…