«котлован» платонова: светлое будущее или темный тупик?

Анализ «котлован» платонов

Платонов «Котлован», глава 10 – краткое содержание

Проснувшись утром, весь колхоз собирается к кузнице, откуда не перестают доноситься удары молота. Рядом с висящим на плетне лозунгом «За партию, за верность ей, за ударный труд, пробивающий пролетариату двери в будущее» медведь продолжает неустанно садить по железу. Чиклин помогает ему.

Мужики замечают, что удары слишком сильны. Чиклин с Медведем крушат железо, как врага жизни, да и закаляют его неправильно – подковы и зубья для борон получаются ломкими. Но в запале трудового пролетарского порыва кующие не замечают этого. Лишь угрозой вычеркнуть из колхоза их удаётся отогнать от наковальни.

Инженер Прушевский со свойственной ему грустью размышляет у плетня о том, что даже завоевание звёзд вряд ли изменит суть жизни человека: в недрах далёких планет те же медные руды, и там всё равно будет нужен ВСНХ. Из дум его выводят возгласы местной молодёжи, которая зовёт его за собой в избу-читальню начинать культурную революцию.

Платонов «Котлован», глава 6 – краткое содержание

Председатель окрпрофсовета Пашкин по собственной инициативе решает увеличить размер котлована в 6 раз. Козлов, пробившийся в профсоюзные активисты, теперь ездит на котлован с Пашкиным в автомобиле и ругает рабочих «оппортунистами на практике» за «низкий темп труда». Однако вскоре ему приходится вместе с Сафроновым ехать на коллективизацию соседней деревни.

Сафронова и Козлова убивают там «кулаки». Узнав об этом, в деревню выезжают Чиклин с Вощёвым. Руководящий созданием колхоза сельский Активист зачисляет Чиклина и Вощёва в «мобилизованные кадры».

Андрей Платонов. Котлован. Аудиокнига, часть 2

Тела Сафронова и Козлова лежат в сельсовете, покрытые красным знаменем. Чиклин проводит рядом с ними ночь. Когда в сельсовет случайно заходит один деревенский мужик, Чиклин принимает его за убийцу своих товарищей и убивает ударами кулака.

«Организационный Двор» на краю колхоза полон арестованных. Активист собирает «передовых» крестьян и велит им идти агитировать с флагами за коллективизацию в соседние сёла. Крестьяне видят в колхозе конец света. Некоторые из них ложатся в заранее приготовленные гробы и стараются сами собой умереть. Деревенский поп из страха репрессий стрижётся под фокстрот, подаёт заявление о приёме в кружок безбожников, отдаёт доход от продажи церковных свечей на трактора и записывает в поминальный листок для доноса Активисту всех, кто осмелился перекреститься в храме.

Характеристики главных героев

Один из главных героев повести. Основной чертой этого персонажа является его способность думать и желание постичь истину, не зная которой он не способен трудиться. Именно за «излишнюю задумчивость» Вощева и выгоняют с механического завода. Не понимая, что ему делать дальше, мужчина начинает вместе с артелью мастеровых рыть котлован для того, чтобы построить «общепролетарский дом». Подробнее>>>

­ Настя

Одна из главных героинь повести. Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну. Ребенка берет себе Чиклин — бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом». Подробнее>>>

Чиклин, Никита

Один из главных героев повести, землекоп, старший в артели. Всю жизнь работал руками, а не головой, поэтому был малограмотным. Когда он работал в молодости на кафельно-изразцовом заводе, его поцеловала дочь хозяина завода. Он тогда не оценил этого поступка, и молча ушёл от неё, а сейчас жалел об этом. Чиклин пошёл на этот завод и нашёл её там умирающей. После её смерти, он взял её дочь Настю в артель и стал заботиться о девочке. После убийства Козлова и Сафронова в деревне, отправился туда наводить порядок, выяснял, кто убил его товарищей, потом занялся раскулачиванием кулаков. В конце произведения он ударил Активиста, который не дал накрыть больную Настю своим пиджаком, и убил. Когда Настя умерла, он вырыл ей огромную могилу и похоронил.

Жачев

Безногий инвалид, который ездил на тележке. Занимался вымогательством еды и денег у буржуев, главным образом у Пашкина. Был груб, мог ударить любого, не понравившегося ему человека. Пристроился вместе с рабочими в артели, позже заботился о Насте, возил её в детский сад. В конце повести, помогал раскулачиванию кулаков в деревне. После смерти Насти уполз в город и больше на котловане не появлялся.

Прушевский

Инженер, один из руководителей стройки, прораб, автор идеи «общепролетарского» дома, куда, после постройки, должны переселиться все пролетарии города. У него было своё жильё -­ флигель во фруктовом саду. Имел сестру Аню, которой любил писать письма. В молодости ему запала в душу, проходящая мимо женщина и до сих пор он тосковал о ней. Чиклин решил, что это мать Насти, но осмотрев её мёртвую, Прушевский не смог сказать точно. После того, как котлован был готов, Пашкин отправил его в колхоз, где он занимался раскулачиванием. В конце повести отказался возвращаться к котловану и остался в деревне учить местное население.

Козлов

Худой, болезненный и угрюмый мастеровой. Из-за своей слабости и болезни он встал на инвалидную пенсию, а заодно, выучив разные тезисы и лозунги, стал избираться то председателем главкома, то ещё на какую должность. Был выбран, вместе с Сафроновым, посланником в ближайшую деревню, чтобы просвещать неграмотных крестьян по поводу коллективизации и социализма. Сразу по приходу в деревню был убит.

Сафронов

Активный мастеровой, любитель нравоучений и речей. Установил в бараке радио. Был послан артелью в деревню для воспитания крестьян, но был там убит.

Пашкин, Лев Ильич

Председатель окрпрофсовета, курировал строительство «общепролетарского» дома. Жил в большом, кирпичном доме, имел жену Олю. Инвалид Жачев раз в неделю приезжал к его дому и требовал продуктов. В противном случае, он обещал устроить какую-нибудь пакость в отношении него. Именно он предложил отправить в деревню посланников, а потом направил туда Прушевского. В конце повести его собирался убить Жачев.

Активист

Назначенный человек в деревню для исполнения любых директив на селе. Занимался поиском убийц Козлова и Сафронова, а затем раскулачиваем. Обучал крестьян грамоте, проводил собрания. В один из дней из центра пришла директива, где было написано, что активист — вредитель. С горя он сорвал свой пиджак с больной Насти, которая была им накрыта. За это Чиклин его ударил и активист умер.

Медведь

Молотобоец, помощник кузнеца. Помогал раскулачивать кулаков. Был единственный, кто простился с девочкой Настей, когда её хоронил Чиклин.

­

см. также:Краткое содержание Котлован, Платонов

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина — с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов («Котлован»), история создания.

Радиовышка

Продолжается повесть, которую создал Платонов («Котлован»). Содержание дальнейших событий следующее. Пашкин устанавливает на стройке радиовышку. Доносятся оттуда без перерыва требования к работающим. Сафронову не нравится то, что он не может ответить. Жачеву этот звук надоел и он просит предоставить ответ на данные сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.

Прибывшая с Чиклиным с завода девчушка спрашивает про меридианы, но поскольку тот не знает ничего об этом, он говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.

Копающие после работы собираются возле девочки и спрашивают ее, откуда она, кем является, кто ее родители. Помня наставления мамы, она объясняет, что не знает родителей, но не хотела при буржуях появиться на свет, а родилась, как только стал править Ленин.

Сафонов замечает, что Советская власть является самой глубокой, ведь даже маленькие дети знают Ленина, не зная при этом своих родственников.

Тема

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят

На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова «Котлован», кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Второстепенные герои и их характеристика

  • Настя – бездомная девочка, которую Чиклин  нашел возле умирающей матери, всеобщая любимица артели.
  • Прушевский – инженер-неудачник, инициатор бесполезного строительства «общепролетарского» дома.
  • Сафронов – один из профсоюзных активистов мастеровой артели, свято верующий в силу колхозного пролетариата.
  • Козлов – хилый артельный доносчик, выбившийся в председатели кооперативного главкома кляузами.
  • Пашкин – бюрократ, чиновник, председатель окрпрофсоюза.
  • Медведь – кузнечный молотобоец и даровой раздуватель мехов.
  • Активист – самопровозглашенный управляющий колхоза, установивший свои порядки в деревне.

История создания произведения

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» была написана в смутное время необоснованных перемен и негуманных методов «строительства» нового будущего. Произведение разоблачало сущность коллективизации под видом образования «идеальных» социальных перемен. Контекст «Котлована» поднимает проблемы становления деревенского и городского уклада во время принудительной коллективизации, и ее влияние на человека.

В машинописных версиях повести указано время написания с декабря 1929 –апрель 1930гг. В авторских записях А. П. Платонова есть упоминание о завершении работы над антиутопической повестью в 1930 году. Многие исследователи творчества писателя убеждены – «Котлован» был написан во время пика коллективизации(1925-28 гг.).

Произведение подверглось жесткой цензуре, при жизни автора официально не печаталось, распространялось самиздатом в узких литературных кругах. За хранение «Котлована» в домашней библиотеке люди подвергались репрессиям и преследованиям. Впервые в России повесть опубликовал журнал «Новый мир» 1987 года.

Главные и второстепенные герои

В повести «Котлован», кроме основных персонажей, есть несколько действующих лиц второго плана. Они необходимы для того, чтобы автор мог как можно полнее раскрыть творческий замысел. Главные герои:

  • Вощёв. Рабочий 30 лет, уволенный с завода по причине «задумчивости». Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своём и чужом предназначении. Цитаты из произведения, состоящие из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
  • Чиклин. Пожилой, физически сильный рабочий, бригадир землекопов. Чиклин нашёл девочку, сидевшую рядом с умирающей матерью, и привёл её на стройку.
  • Жачёв. Мастеровой без ног. Передвигался на самодельной тележке, ненавидел буржуазию.

Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:

  • Настя. Внучка хозяина кафельного завода, найденная Чиклиным возле умирающей матери. По словам девочки, она больше всего боялась стать «буржуйкой». Рабочий забрал сироту с собой в артель.
  • Прушевский. Инженер, у которого возникла идея общего дома для всех пролетариев. Прораб в артели.
  • Сафронов. Профсоюзный активист, мастеровой, склонный к поучительным и абстрактным рассуждениям. У него «вежливо-сознательное лицо», озарённое «улыбкой загадочного разума». Предложил установить в бараке радио, чтобы слушать речи и директивы, но позже согласился на предложение одного из рабочих привести девочку-сиротку, которая будет вместо радиоприёмника.
  • Козлов. Образцовый активист, физически слаб, но занял должность председателя главкома кооператива. Прошёл путь от простого землекопа до чиновника.
  • Лев Ильич Пашкин. Чиновник-бюрократ, председатель окружного профсовета, получивший своё имя в честь двух известных большевиков — Владимира Ильича Ленина и Льва Давидовича Троцкого.
  • Медведь-молотобоец. Животное, почерневшее от копоти, — полноправный член коллектива. Мишка выполняет все команды, понимает речь, он даже вытирает пот со лба, как человек. Между медведем и Настей установились особые отношения: он развлекает её, зажмуривая глаза и хлопая себя по животу.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован»

Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создаётся. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах своего творения даёт собственное видение происходящего. В повести «Котлован» А. Платонов ставит под сомнение правильность пути, выбранного советской Россией. «Котлован» с глубоким социально-философским содержанием в аллегорической форме рассказывает о строительстве огромного здания – счастья. Точнее, пока что строится лишь котлован к этому символическому сооружению. Действие сосредотачивается в основном в двух местах – в колхозе имени Генеральной Линии партии и на стройке. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. А начинается повесть со знакомства с одним из её представителей – Вощевым. Работал да работал, жил да жил человек и вдруг «в день тридцатилетия личной жизни» был уволен с механического завода по причине слабосильности и «задумчивости среди общего темпа труда». Он пытается познать своё счастье, чтобы «от душевного смысла» повысилась бы производительность труда. Вощев не тунеядец, уклоняющийся от работы. Он просто с некоторых пор начинает догадываться, что «тайна жизни» не может ограничиться его бессмысленным существованием в цехе завода. Из вощевской реплики «Без думы люди действуют бессмысленно» завязывается своеобразный конфликт между «общим темпом труда» и «задумчивостью». Как только строители начинают задумываться, то теряют «трудовой темп». Такая тенденция характеризует не только Вощева, но и Чиклина, и Сафронова, и Морозова. Тоскующая душа Вощева находится в состоянии поиска разумного начала, счастья. За то, что рабочий высказывает мысли вслух, его увольняют с завода, и тот попадает на строительство дома. На стройке котлована применяется каторжный труд, лишающий людей возможности мыслить, радоваться воспоминаниям. Землекопы живут в ужасных барачных условиях, их каждодневная пища весьма скудна: пустые щи, картофель, квас. В то же время начальники живут припеваючи. Писатель критически изображает жизнь российского общества 20-30-х годов 20 века. Самое страшное в повести – гибель героев. Платонов не верит в социализм, калечащий или убивающий людей. Классовая борьба не прошла мимо преданных партии. Козлова и Сафронова убивают в деревне несознательные элементы. Разуверился в светлом будущем Жачев. Для понимания смысла повести важен образ Насти – маленькой девочки, живущей на строительстве вместе с землекопами. Настя – дитя октябрьской революции 1917 года. У девочки была мама, но она «буржуйка», отживший класс. А ведь отказ от прошлого означает потерю исторических связей, культурных традиций и замена их идейными родителями – Марксом и Лениным. У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего. Мир Насти изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело. Название повести символично. Котлован – не только стройка. Это огромная яма, могила, которую роют рабочие для себя. Здесь же многие и погибают. Нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства. Платоновский пессимизм не мог вписаться в бодрую поступь советской литературы с положительными образами коммунистов, партийными собраниями и перевыполнением намеченных планов. Автор «Котлована» шёл не в ногу со временем – он опережал это самое время.

Вощев

Вощев — главный герой повести «Котлован» Андрея Платонова. Основной чертой этого персонажа является его способность думать и желание постичь истину, не зная которой он не способен трудиться.

Именно за «излишнюю задумчивость» Вощева и выгоняют с механического завода. Не понимая, что ему делать дальше, мужчина начинает вместе с артелью мастеровых рыть котлован для того, чтобы построить «общепролетарский дом».

Сначала Вощев по-прежнему не видит смысла жизни, но затем постепенно все меньше задумывается об этом, истощенный тяжелым трудом. Когда Чиклин приводит в барак сироту Настю, в Вощеве вспыхивает новая надежда: быть может, этой девочке дано когда-нибудь почувствовать «согревающий поток смысла жизни».

После того как на деревне происходит жестокий процесс раскулачивания крестьян, а Чиклин убивает местного активиста, Вощев становится председателем колхоза и приводит мужиков на строительство котлована. Когда герой узнает, что в бараке умерла Настя, он вновь перестает понимать жизнь, потому что нет больше того маленького человека, в котором «истина стала бы радостью и движеньем».

Композиция и жанр

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первая посвящена событиям в городе — копке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой приём, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесённую им в 1929 году. Председатель Совета Министров подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причинами конфликтов и перегибов.

Композицию можно назвать кольцевой, так как текст начинается описанием котлована и им же заканчивается. Такое обрамление придаёт повести трагичность и философскую глубину. Язык произведения — особенный. Это сочетание канцелярита и медитативной лирики. В жизни так не говорят, и из-за этого возникает комический эффект.

Жанр «Котлована» А. Платонова — повесть, по направлению литературоведы относят его к антиутопии. Типичные признаки повествовательного произведения:

  • большой объём;
  • разветвлённая и сложная система образов;
  • несколько сюжетных линий.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи — любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его — поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть «Котлован», однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Основные персонажи

В повествовании Андрея Платонова поднимается важная проблема отечественной литературы того периода — приобщение людей к новой жизни. Персонаж произведения — Вощев — устраивается в бригаду, которая занимается рытьем котлована. Читатель узнает, что до этого герой работал на крупном предприятии, но был уволен из-за того, что много размышлял над планом будущей жизни.

Основными персонажами романа «Котлован» являются:

  1. Вощев — обычный рабочий, попавший на стройку после увольнения с механического завода. Он часто думает о возможности собственного счастья, ищет правду и смысл существования.
  2. Чиклин — пожилой работник, старший в бригаде землекопов, обладающий большой физической силой. Он обнаружил и приютил у себя маленькую девочку Настю.
  3. Жачев — мастер без ног. Он передвигался на переоборудованной тележке и сильно ненавидел буржуазию.
  4. Настя — маленькая девочка, которую пожилой землекоп обнаружил около умирающей матери и приютил у себя.
  5. Прушевский — инженер, руководитель строительных работ, распространяющий идею общего пролетарского дома.
  6. Сафронов — работник на котловане, который исполняет обязанности главы профсоюза.
  7. Козлов — наиболее слабый из рабочих на стройке, стал председателем нового кооператива.
  8. Пашкин — работник окружного профсовета и бюрократический чиновник.
  9. Медведь — рабочий в кузнице, который раньше был батраком.

Основной персонаж произведения воплощает в себе привычный для советской литературы образ романтичного искателя счастья.

В чем суть концовки

Концовка повести «Котлован» Платонова является подтверждением глубинного смысла произведения. Смерть Насти указывает на бессмысленность стройки. Девочка символизировала светлое будущее. Строители полюбили сироту всем сердцем, видя в ней смысл своего существования. Котлован стал могилой не только для девочки, но и для «светлого будущего» людей, работающих на стройке.

Котлован в произведении Платонова содержит еще один смысл. Строительство символизирует перемены, к которым стремятся как горожане, так и сельчане. Люди мечтали о лучшей жизни, работая не покладая рук.

Но по мере строительства размеры котлована увеличивались, стройки не было конца. Люди поняли, что перемен им не дождаться. Котлован стал тупиком, указывающим на то, что идеи коммунизма в реальности воплотить невозможно.

В отличие от большинства современников автора, воспевающих достижения социализма, произведение Платонова содержит пессимистический настрой. Автору чужды масштабные задачи и устремления. Главное для него – человек и его роль в происходящих событиях. Поэтому повести Платонова «Котлован» свойственен более глубокий смысл, помогающий читателю сосредоточиться на мыслях и чувствах героев книги.

Тема произведения

В начале XX века писатели не обходили стороной актуальные темы, но преподносили рассуждения завуалировано, чтобы пропустила цензура. Нападки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выразительности. Но если другие писатели анализировали проблемы по отдельности, то Платонову удалось создать настоящий слепок с советской действительности.

При желании можно рассмотреть то, что автор хотел скрыть за символами. При этом герои повести «Котлован» настолько гротескные, что невозможно сказать, будто писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет строится вокруг строительства нового строя. Обзор показывает, что большую часть текста занимают рытьё котлована и коллективизация. Проблемы, поднятые Платоновым:

  • конфликт между старым и новым;
  • принудительная запись в колхоз;
  • влияние перемен на общество;
  • сложности городской и деревенской жизни в начале XX века.

Проблематика «Котлована» основана на противопоставлении социального строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остаётся незыблемой. В переносном смысле котлован можно считать главным героем повести, ведь весь сюжет строится вокруг него. События начинаются с того, что уволенный 30-летний Вощёв идёт в другой город, чтобы найти работу, и устраивается на ночлег в яме. Это и есть котлован для здания, в котором планируется поселить пролетариат. Вощёв остаётся с рабочими строить символ новой жизни. В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работа не продвинется.

Второй символ — образ сиротки Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода советской власти. Пожилой рабочий по фамилии Чиклин подобрал девочку под лестницей и привёл её на стройку. Кроватью и ящиком для игрушек стали гробы, отобранные рабочими у крестьян. Этот эпизод показывает, насколько тяжело жилось сельскому населению в период становления социализма: им нельзя было распоряжаться не только своей жизнью, но и смертью.

Анализ «Котлована» Платонова помогает понять, почему в качестве основного символа использован котлован. Автор уверен, что новое нельзя построить на руинах старого, так и возведение здания для пролетариата не может быть возведено. Более масштабный смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на развалинах предыдущего строя, на людском горе и чужой крови.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: