Главные герои сказки репка: кто они и что написать в читательский дневник?

Что такое сказка репка

Сельскохозяйственный календарь

Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.

Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.

Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 за 4, 4 за 3, 3 за 2, две за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.

Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:

То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Начало и сущность сказки

Сказка «Репка» — одна из наиболее известных и любимых детей сказок

Ее сюжет захватывает внимание и воображение, а герои становятся живыми и привлекательными для маленьких читателей. Эта сказка имеет глубокий смысл и содержит мудрую мораль, которая помогает детям извлечь урок из прочитанной истории

Сказка начинается с того, что старенькая бабушка решила вырастить репку в своем огороде. Она посадила семена репки и заботилась о ней. Вскоре репка стала расти и превратилась в огромную, крепкую репку, которую бабушка уже не могла вытащить из земли своими силами.

Бабушка позвала внучку на помощь, но их сил недостаточно. Они зовут дедочку, который согласен им помочь. Вместе они пытаются вытащить репку, но их сил все равно не хватает. Тогда они вызывают собаку и вместе они пытаются вытащить репку, но это им не удается.

Сказка продолжается с привлечением других животных — кошки, кошки-рыбки и мыши. Каждое животное старается помочь, но вместе им не удается справиться с задачей. Наконец, все животные собираются и вытаскивают репку из земли вместе.

Следует отметить, что сюжет сказки «Репка» полон символических значений. Разные животные представляют разные категории людей в обществе — сильных и слабых, мудрых и глупых. Только объединившись и работая вместе, они могут справиться с трудностями. Мораль этой сказки заключается в том, что единство и сотрудничество имеют большую силу, чем индивидуальные усилия.

Главные герои сказки «Репка»
Герой
Роль

Бабушка
Садит репку и зовет на помощь

Внучка
Помогает бабушке и зовет на помощь

Дедочка
Помогает бабушке и внучке

Собака
Помогает вытащить репку

Кошка
Помогает вытащить репку

Кошка-рыбка
Помогает вытащить репку

Мышки
Помогают вытащить репку

Сказка «Репка» воспитывает у детей такие ценные качества, как сотрудничество, солидарность и взаимопомощь

Она напоминает нам о важности объединения и сотрудничества для достижения общей цели. В конце сказки репка стала символом сотрудничества и силы коллективных усилий

Санскрит?

Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».

К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.

Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.

Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:

1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)

Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?

Герои сказки Репка

Написать читательский дневник о сказке «Репка» — это отличный способ запечатлеть впечатления и эмоции, которые вызвала эта сказка. В нем можно описать главных героев и их роли в сказке.

Главные герои сказки «Репка» — это дедушка, бабушка, внучка, собака, кошка, мышка и, конечно же, сама репка.

Дедушка и бабушка — это заботливые и добродушные старички, которые с огромным трудом вырастили репку и пытаются ее вытащить.

Внучка — активная и смышленая девочка, которая помогает своим дедушке и бабушке справиться с трудностями.

Собака — самый верный друг человека и незаменимый помощник. Она помогает дедушке и бабушке тянуть репку.

Кошка — хитрая и ловкая героиня, которая присоединяется к дедушке, бабушке и внучке в их борьбе с репкой.

Мышка — маленькое существо, которое тоже хочет помочь дедушке, бабушке и внучке, но ему трудно из-за его размеров.

И, наконец, репка — центральный герой сказки. Она выросла из семечки и стала гигантской, заполнив всю огородную грядку. Но ее рост стал проблемой, так как ее невозможно было вытащить из земли силами одних только дедушки и бабушки.

Бабка

Бабка — старая и мудрая женщина, которая живет в одиночестве на своей даче. Она умеет сажать и выращивать разные овощи и фрукты. Когда бабка решила вырастить репку, она много работала на своем огороде, чтобы вырастить большую и крепкую репку.

Бабка сама решила написать эту сказку и подробно описала свою жизнь на даче. В читательском дневнике она рассказывает, как сажает репку и как ее ухаживает. Она также пишет о своей любви к садоводству и о том, как оно помогает ей оставаться здоровой и активной в своем возрасте.

Бабка стала героиней сказки «Репка» благодаря своим умениям и заботе об огороде

Она является важной частью сюжета и помогает главным героям вытянуть репку из земли. Бабка — пример трудолюбия и настойчивости, и ее история может служить источником вдохновения для других людей

Дедка

Дедка — это мудрый старик, который решил написать в свой читательский дневник о приключениях с Репкой. Он описывает, как вместе с другими героями пытался вытащить огромную репку из земли.

Дедка помогает другим героям: бабке, внучке, собачке и кошке, чтобы они все вместе могли справиться с этой трудной задачей. Он дает им советы и подсказки, как лучше подступиться к репке и чтобы у них получилось ее вытащить.

Дедка еще написать в свой дневник о том, как все герои работали вместе, как они сотрудничали и как важно быть согласными и помогать друг другу. В своем читательском дневнике дедка оставляет записи о своих мыслях и впечатлениях от происходящих событий

Он подробно рассказывает о каждом герое и о том, какой вклад они внесли в вытаскивание репки

В своем читательском дневнике дедка оставляет записи о своих мыслях и впечатлениях от происходящих событий. Он подробно рассказывает о каждом герое и о том, какой вклад они внесли в вытаскивание репки.

Дедка пишет свои отзывы о каждом из героев, выражает слова благодарности и радости, что они все так хорошо справились и добились своей цели.

Читательский дневник дедки становится своеобразным хроникером приключений и достижений всех героев сказки «Репка»

Он показывает значение сотрудничества и важность помощи другому человеку

Внучка

Внучка — это маленькая девочка, которая помогает своему дедушке вытащить репку из земли. Она очень умная и смелая. Когда дедушка просит ее помощи, она не боится браться за дело и делает все возможное, чтобы помочь ему. Внучка сильная и настойчивая, она не сдается даже тогда, когда ей очень трудно.

Внучка — это пример для нас всех

Она показывает, как важно быть решительным и не бояться трудностей. Она учит нас тому, что, если мы хотим чего-то достичь, то должны быть готовы приложить к этому усилия

Также она показывает, как важно помогать другим и быть сильным, чтобы помочь им в трудную минуту.

Все эти качества внучки можно описать в читательском дневнике. Можно написать, что она умная и настойчивая, что она всегда готова помочь и что она не боится ставить перед собой цели и достигать их. Таким образом, заполнив читательский дневник, вы сможете лучше понять героев сказки «Репка» и почерпнуть из нее уроки и наставления для самого себя.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку

Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

«Золотые» принципы строительства

Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.

Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:

  • Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
  • Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
  • Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
  • Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
  • Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.

Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).

Расчет углов скатов крыш по С.Данилову

Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).

Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку

Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?

И вот теперь мы переходим ко второму уроку сказки «Репка»

«Притеснение» конструктивное и… совсем неконструктивное

То, что в этой милой семье все друг друга притесняют вовсе не означает, что там творится «дурдом и кошмар» или что все «едят друг друга поедом». Нужны доказательства? Да они же в самой сказке!

В момент, когда это стало необходимо, все «враги» сумели перестать друг друга притеснять и объединились. Зачем? Чтобы спасти деда, чтобы помочь ему справиться с его тяжёлой и, между прочим, срочной работой!

Своему-самому перспективному кормильцу – деду – они не совали палки в колёса, не встречали его на пороге криками: «Посмотри, что у дочери делается в дневнике!» или «Когда ты починишь кран в туалете!»

Ему (деду) как-то, знаете, сейчас не до этого. У него квартальный отчёт и ревизия. Простите, – созрела репка…

Если глава семьи – муж – решился написать и защитить докторскую диссертацию, здравомыслящая семья обычно начинает ходить на цыпочках мимо выделенной ему под кабинет самой светлой комнаты и даже готовить отдельную диетическую еду – для утомлённого папы.

Никто не пишет докторскую диссертацию по ночам, на краешке неубранного липкого кухонного стола.

Потому что семья, которая живёт по здоровому архетипу дружной «Репки», понимает: когда папа станет академиком (а он станет, если вы не помешаете), всем будет жить гораздо сытней и гламурнее.

Таким образом, русская сказка «Репка» – есть отпечатанный в сознании каждого архетип и модель правильных семейных отношений.

Они не идеальны и не должны быть таковыми!!!

Требовательность деда к бабке и бабки к внучке не пересекается с полем термина «Семейное насилие». Это о другом…

Это та Иерархия, то соподчинение, которое помогает Семье выжить, да ещё и существенно преуспеть.

(Помните, что репка «большая-пребольшая»?)

Как герои пытаются вытащить репку

В сказке «Репка» репка стала такой большой, что стало невозможно вытянуть ее одному. Тогда один за другим подошли герои, которые пытались вытащить репку.

  1. Бабушка подошла к репке и попробовала вытащить ее. Она сказала: «Репка, репка, вырасти больше!» Но репка была слишком крепкой для бабушки, и она не смогла вытянуть ее.

  2. Дедушка пришел на помощь бабушке. Он стал тянуть репку, сильно натужившись. Но даже совместными усилиями дедушки и бабушки они не смогли вытащить репку.

  3. Внучка прибежала и увидела, что бабушка и дедушка не могут вытащить репку. Тогда внучка позвала свою собаку на помощь. Они все вместе потянули репку, но все равно не смогли справиться с задачей.

  4. Кот услышал шум и решил помочь. Он присоединился к остальным и попытался вытащить репку. Но даже с такой сильной и ловкой помощью кота, репка все еще не шевелилась.

  5. Мышка увидела, что все герои не могут вытащить репку, и решила помочь. Она подползла к репке и начала грызть ее корень. И удивительным образом, корень репки стал тоньше и герои наконец-то смогли извлечь ее из земли.

Таким образом, герои пытались вытащить репку один за другим, но только благодаря помощи мышки им это удалось. Сказка «Репка» учит нас, что даже самые маленькие и незаметные существа могут сделать большую разницу, если они объединят свои усилия.

Подсчет ног и поиск соответствий

Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:

  • Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
  • Затем «две ноги» — это бабка;
  • Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
  • Затем «четыре» ноги — сучка;
  • Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.

Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.

Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.

Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки. Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Анализ сюжета и персонажей

Главные персонажи сказки — репка, его обладатели и садовники. Репка символизирует смелость, силу и солидарность, так как удаётся вытащить его только благодаря совместным усилиям обитателей села. Наряду с основным сюжетом, в сказке также встречаются побочные персонажи, как семья, животные и соседи, они участвуют в попытках вытащить репку. Каждый персонаж привносит свой характер и свою роль в развитие событий сказки.

Анализ сюжета и персонажей в сказке «Репка» показывает великолепное использование элементов добра и солидарности. Идея о том, что только вместе люди могут достичь цели и преодолеть трудности, несмотря на свои индивидуальные особенности, является главной темой сказки. Веселые и яркие персонажи подчеркивают уникальность каждого члена общества и необходимость сотрудничества для решения общих задач.

Что такое читательский дневник?

На примере сказки «Репка», можно использовать читательский дневник для описания и анализа главных героев, развития сюжета и заключений, которые можно сделать из прочитанной сказки.

Читательский дневник помогает развить навыки анализа и критического мышления, улучшить понимание прочитанного текста, выразить свои мысли и ощущения. Это также хороший способ развить письменные навыки и расширить словарный запас.

В читательском дневнике можно использовать различные форматы записей, например, список вопросов по прочитанной сказке и ответы на них, описание главных героев и их характеристики, хронология событий и многое другое.

Чтобы написать читательский дневник, необходимо внимательно прочитать сказку или книгу, сделать пометки в тексте, отметить интересные моменты и обратить внимание на детали. Затем можно распределить информацию по разным разделам, чтобы создать структурированный отчет

Определение и цели

Главные герои – это главные персонажи сказки, вокруг которых развивается сюжет и в которых часто сводятся все события. Из них можно узнать самые важные черты каждого героя, его роль в сказке и его значение для общей истории. Герои в сказке «Репка» – Репка, дедушка, бабушка, внучка, жучка, кошка, мышка и овечка.

Цель написания читательского дневника – позволить читателю систематизировать свои мысли о прочитанном произведении, а также помочь ему запомнить детали сюжета и основные черты героев. Процесс заполнения читательского дневника развивает навыки критического мышления, воображение и позволяет глубже погрузиться в мир сказки.

Как завести читательский дневник?

Для начала, выберите тетрадь или блокнот, который будет служить вашим читательским дневником. Можно использовать обычную тетрадь, аккуратно записывая свои мысли и размышления о прочитанных книгах.

Один из полезных способов заполнения читательского дневника — написать обзоры прочитанных книг. Опишите кратко сюжет, главных героев и свое впечатление от произведения. Не забывайте использовать свои переживания и эмоции, ведь именно они делают ваш дневник уникальным.

Заведение читательского дневника — это уникальный путь к саморазвитию и лучшему пониманию произведений. Он поможет вам улучшить ваши навыки анализа и интерпретации текстов, а также развить ваше воображение и критическое мышление.

Примеры заполнения читательского дневника

Рассмотрим пример заполнения читательского дневника по мотивам сказки «Репка».

Название книги: «Репка»

Главные герои: старик, старуха, внучка, кот, петух, собака, мышь

События: Старик посадил репку и она росла очень быстро. Когда репка стала большой и крепкой, старик и старуха решили ее сорвать. Они тянули, а репка не выходила из земли. Позвали внучку, внучка тянула стариков, они тянули репку. Влетел кот, помог старшим двоим, старик, старуха и внучка со всей силы вытягивали репку. Кот тянул стариков. Подкатили петух, собака и мышь и задействовались в тягании. Наконец, репка вышла из земли. Всем героям удалось вытащить репку наружу и съесть ее.

Мои впечатления: Мне очень понравилась сказка «Репка». Это история о совместном усилии и помощи, в которой каждый персонаж играет свою роль. Мне нравится, как герои собираются вместе и преодолевают трудности. Они делятся своими силами и получают свое вознаграждение в конце

Эта сказка напоминает мне о важности сотрудничества и поддержки других людей

Мое мнение: Я рекомендую всем прочитать «Репку». Это замечательная сказка, которая учит детей ценить командную работу, взаимопомощь и дружбу. У нее яркие иллюстрации, интересный сюжет и веселые герои. Это идеальная книга для семейного чтения или чтения перед сном. Я с удовольствием буду вспоминать историю о «Репке» и ее чудесных героях.

Бесконечный стих для засыпания

Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!

Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.

Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.

Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.

Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: