Севастополь в мае
Прошло полгода осады Севастополя. Русские и французы наблюдают друг за другом. Дипломаты е могут решить конфликт, а военными действиями это сделать ещё сложнее. Было бы логичнее вместо многочисленной армии выставлять на поединок по одному солдату из воюющих армий.
По бульвару гуляет офицер Михайлов. Он вспоминает о письме своего приятеля. Жена друга всегда читает газеты о событиях в Севастополе, и очень гордится им. Михайлов вспоминал о высших слоях общества, где раньше он вращался. Сейчас офицеру не хватало такого общения. Часто в нынешнем окружении Михайлов рассказывал о баллах, о собственных дрожках. Его не понимали.
Он мечтал о высокой награде. Очень хотел, чтобы об этом написали в газетах.
Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хотел пообщаться с аристократами, но не решался к ним подойти. Он боялся, что те его проигнорируют. Общение с простыми солдатами его не интересовало, потому что Михайлов стремился к повышению. Затем он осмелился и подошел к представителям высшего общества. Они приняли его и даже немного с ним прогулялись. Но, затем ушли по своим делам. Михайлов был счастлив, несмотря на высокомерия аристократов.
Среди аристократов были Гальцин, Калугин и Праскухин. Они не очень то стремились под обстрел.
Михайлов командует ротой. Праскухина отправляют отнести приказ о перемещении отряда под командованием Михайлова. Когда батальон перемещается, то Михайлов и Праскухин стремятся произвести друг на друга впечатление.
Праскухина убивают, а Михайлова получает ранение в голову. Он отказывается от госпитализации, потому что хочет получить награду.
На следующий день, когда аристократы прогуливаются по бульвару, рассказывают каждый о своем героизме.
Между враждующими армиями объявлено перемирие. Простые солдаты ведут разговоры друг с другом без ненависти. Но, только убрали белые флаги, все начинается снова.
Художественные приемы
- Говорящие фамилии. «Курятин», по всей видимости, происходит от слов «курица» и «курить». Персонаж, ожидая пациентов, курит на рабочем месте, что является символом праздности, ведь не зря перерыв называют перекуром. Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, которая «птицей невысокого полета», как и сам герой. «Вонмигласов» означает устаревшую форму церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Ирония автора подчеркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию. Голос Бога из уст такого слуги услышать и правда трудно.
- Юмористические приемы. Помимо приемов, описанных Многомудрым Литреконом под заголовком «Жанр и направление», автор использует неочевидные ходы для создания комического эффекта. Например, дьяк приносит в награду за труды фельдшера просфору – символ жертвы и мученичества тела Христова, который служит в церковных обрядах и ритуалах. Так и сам Вонмигласов стал жертвой неумения фельдшера. Также он искусно вплетает в ругательства слова из Библии, благодаря чему обычная грубость звучит смешно: «Парршивый чёрт… — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Чтобы показать косноязычие больного, писатель коверкает его реплики, погружая читателя в а
- Устаревшие слова. А. П. Чехов в «Хирургии» обильно использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску. Вот примеры слов и выражений: «Питие мое с плачем растворях»; «намедни»; «ироды».
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои рассказа «судьба человека» | характеристика |
андрей соколов | ничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа. |
мюллер | комендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь. |
иван | обычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность. |
Анализ рассказа Куприна «Куст сирени»
Рассматривая некоторые рецензии на рассказ и аргументы к сочинению по нему, можно встретить рассуждения о том, что Николай Алмазов – слабый, безвольный человек, взваливший на жену решение своих проблем. Однако, если бы это было правдой, его вряд ли смогла бы полюбить такая женщина, как Верочка.
В начале рассказа Алмазов и в самом деле показывает свою слабость, но читателям нужно быть снисходительными к герою и понимать, что на него давит огромный груз ответственности, а за плечами – несколько неудачных попыток приблизиться к своей мечте.
Как показывают исследования психологов, большинство мужчин, считающихся сильным полом, сильнее женщин лишь физически, в эмоциональном плане они чаще всего значительно уступают своим вторым половинкам. Лишь немногие из них могут уверенно идти по жизни, не опираясь на женское плечо, в то время как рядом с верной и преданной супругой, верящей в их силу и мужественность, мужчины способны на геройские поступки.
Куприн понял эту истину из собственного опыта и постарался передать ее в своем рассказе.
В августе 1855 года
Козельцов появляется на поле битвы после лечения. Он независим в суждениях, очень талантлив и весьма неглуп. Пропали все повозки с лошадьми, много жителей скопилось на остановке. Совершенно нет у многих офицеров средств к существованию. Здесь же и Владимир, брат Михаила Козельцева. Он не попал в гвардию, несмотря на планы, а назначен был солдатом. Боевые действия ему нравятся.
Сидя на станции, Владимир уже не так рвется в бой. Он проиграл деньги. Выплатить долг помогает младший брат. По прибытии их направляют в батальон. Здесь над кучей денег сидит офицер в балагане. Он должен их посчитать. Братья расходятся, уехав спать на пятый бастион.
Владимиру предлагает переночевать у себя командир. Тот засыпает с трудом под свистящие пули. Михаил отправляется к своему командиру. Тот возмущен вступлением Козельцева, бывшего недавно с ним в одной должности, в строй. Однако остальные его возвращению рады.
На утро Владимир входит в офицерские круги. Ему все симпатизируют, особенно юнкер Вланг. Владимир попадает на устроенный командиром обед. Здесь ведется много разговоров. В письме, присланном начальником артиллерии, говорится, что требуется офицер в Малахов, но, поскольку место это неспокойное, никто не соглашается. Однако Владимир решает ехать. Вланг отправляется с ним.
Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
Л.Н. Толстой, находясь на службе, мучительно думал о войне – о том, что такое война, для чего и для кого она нужна. Эти вопросы перед писателем встали перед началом его литературной деятельности и интересовали его на протяжении всей жизни. Писатель бескомпромиссно осуждает войну. Осенью 1853 года началась война между Россией и Турцией. Л.Н. Толстому было разрешено перевестись в Севастополь.
Замечание 1
Толстой, оказавшись в осажденном городе, был потрясен героическим духом армии и населения. В своем письме брату Сергею он писал: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства».
Свой первый рассказ о героической обороне Севастополя Толстой начал писать под грохот орудий четвертого бастиона. Всего Толстой написал три рассказа о Севастополе:
- «Севастополь в декабре месяце»;
- «Севастополь в мае»;
- «Севастополь в августе 1855 года».
В этих произведениях о трех этапах Крымской эпопеи писатель показал войну в настоящем ее выражении – в страдании, в крови и в смерти, а не в «правильном, красивом и блестящем строе». Под пером Толстого воскресает героическая оборона города. Писатель берет только три момента, показывает лишь три картины из той неравной, отчаянной битвы, почти год не утихавшей под Севастополем. Но эти картины дают так много. «Севастопольские рассказы» — это не только выдающееся художественное произведение, это – правдивый исторический документ, показание участника событий, столь драгоценное для историков.
В первом рассказе говорится о Севастополе в декабре 1854 года, в момент некоторого ослабления военных действий, в небольшой промежуток между кровавыми битвами под Инкерманом и Евпаторией. Но если полевая русская армия, стоявшая в окрестностях города, могла немного передохнуть, оправиться, то сам Севастополь и его гарнизон передышки не знали. Матросы и солдаты, истерзанные, полуголодные, трудились под проливным дождем и снегом.
Писатель рассказывает о матросе, которому оторвало ногу. Его несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп батареи. Солдаты и матросы спокойно, деловито говорили о своей завтрашней или послезавтрашней смерти. Женщины, верные подруги своих мужей, безропотно переносили все испытания.
Второй рассказ относится к маю 1855 года, но помечен он 26 июня 1855 года. В мае 1855 года произошла кровопролитная битва гарнизона против армии, осаждающей город. Противник желал любой ценой овладеть тремя передовыми укреплениями. Писатель не описывает эти кровопролитные сражения, но читатель понимает, что совсем недавно произошли значимые события.
Толстой показывает, как солдаты используют короткое перемирие для того, чтобы убрать убитых и захоронить их. Неужели враги, которые только что в яростной борьбе кололи и резали друг друга, могут разговаривать так дружелюбно, и так предупредительно и любезно относиться друг к другу? Толстой и здесь, как и везде, предельно правдив и искренен. Он очевидец, и нет необходимости ему придумывать и домысливать, ведь действительность богаче фантазии.
В третьем рассказе речь идет о Севастополе в августе 1855 года. Август – самый последний и самый страшный месяц осады, месяц жесточайших, непрерывных, не утихающих ни днем, ни ночью бомбардировок. Август – это месяц падения Севастополя. Толстой показывает героизм людей, которые привыкли к повседневным обстрелам. Эти люди выполняют свой долг и не считают себя героями. Буднично, без громких фраз они вершат историю. Толстой показывает, что лишь превосходство союзников Турции в материальных ресурсах и военной технике физически сломило русских героев.
Писатель разоблачает войну и утверждает моральное величие, силу русских людей, который мужественно восприняли отступление русской армии.
Новаторство Толстого в изображении войны, художественные достоинства и реализм «Севастопольских рассказов» были высоко оценены современниками.
Офицер Михайлов
Военные ходят по бульварам в осажденном городе. Среди них находится и пехотный офицер Михайлов, длинноногий, высокий, неловкий и сутулый человек. Он получил недавно от приятеля письмо. В нем улан в отставке пишет, как Наташа, его жена (близкий друг Михайлова), следит с увлечением по газетам за тем, как его полк передвигается, а также за подвигами Михайлова. Тот вспоминает с горечью прежний свой круг, который выше теперешнего до такой степени, что солдаты, когда он им рассказывал о своей жизни (как он играл со штатским генералом в карты или танцевал на губернаторских балах), равнодушно и недоверчиво слушали его.
Севастополь в мае
Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия. Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны – один оборонял бы город, а другой – осаждал, говоря, что так «логичнее, потому что человечнее».
Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека «чуть повыше» обыкновенного пехотного офицера. Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги. Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к «аристократам», гуляющим по пристани. Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним. Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо «большим аристократом», чем он сам, каждый преисполнен тщеславия. Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия. Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.
В это время «аристократы» беседуют у адъютанта Калугина, но делают это без прошлой манерности. Однако это длится лишь до появления офицера с посланием генералу, чьего присутствия они демонстративно не замечают. Калугин сообщает своим товарищам, что им предстоит «жаркое дело», на бастион отправляются барон Пест и Праскухин. Гальцин тоже вызывается идти в вылазку, в душе зная, что никуда не пойдет, а Калугин отговаривает его, при этом понимая, что тот испугается идти. Через некоторое время Калугин сам выезжает на бастион, а Гальцин на улице опрашивает раненых солдат, и сначала возмущается тому, что они «просто так» покидают поле боя, а потом начинает стыдиться своего поведения и поручика Непшитшетского, кричащего на раненых.
Тем временем Калугин, показывая напускную храбрость, сначала гонит уставших солдат по их местам, а затем направляется к бастиону, не пригибаясь под пулями, и искренне расстраивается, когда бомбы падают слишком далеко от него, но падает в страхе на землю, когда рядом с ним разрывается снаряд. Он поражается «трусости» командира батареи, настоящего храбреца, полгода по факту жившего на бастионе, когда тот отказывается сопровождать его. Калугин, движимый тщеславием, не видит разницы между временем, проведенным капитаном на батарее, и его несколькими часами. Тем временем Праскухин прибывает на редут, на котором нес службу Михайлов с поручением от генерала идти к резерву. По дороге они встречают Калугина, браво идущего по окопу, снова чувствующего себя храбрецом, однако, не решившегося идти в атаку, не считая себя «пушечным мясом». Адъютант же находит юнкера Песта, который рассказывает историю о том, как заколол француза, приукрашивая ее до неузнаваемости.
Калугин, возвращаясь домой, мечтает о том, что его «героизм» на бастионе заслуживает золотой сабли. Неожиданная бомба убивает Праскухина и легко в голову ранит Михайлова. Штабс-капитан отказывается идти на перевязку, и хочет узнать, жив ли Праскухин, считая это «своим долгом». Удостоверившись в смерти товарища, он догоняет свой батальон.
На следующий вечер Калугин с Гальциным и «каким-то» полковником гуляют по бульвару и разговаривают о вчерашнем. Адъютант спорит с полковником о том, кто был на более опасном рубеже, на что второй искренне удивляется, что не погиб, ведь из его полка погибло четыреста человек. Повстречав раненого Михайлова, они ведут себя с ним так же надменно и пренебрежительно, как и прежде. Рассказ заканчивается описанием поля боя, где под белыми флагами стороны разбирают тела погибших, а простые люди, русские и французы, стоят вместе, разговаривают и смеются, несмотря на вчерашний бой.
Севастополь в декабре месяце
Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».
Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».
После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».
Идея «Тимура и его команды»
Герои повести стремятся помочь семьям фронтовиков, пожилым людям, тем, кто нуждается в поддержке. Компания ребят делает добро без огласки, не требуя благодарности и всеобщего признания. Восхищает их организованность, по-взрослому сознательное и мудрое поведение, ответственность и самостоятельность.
Основная идея повести зачастую звучит в диалогах ребят о добре и справедливости, правде и лжи. Гайдар создал по-настоящему сильное в идейном плане произведение, оно побуждает читателя меняться в лучшую сторону, показывает пример, как можно изменить мир в лучшую сторону, если делать это вместе.
Повесть показывает, что творить добрые дела под силу не только взрослому, а даже детям. Не смотря на идеологические моменты, произведение очень глубокое и сильное в воспитательном плане. Автор выделил все самые важные высокие моральные качества человека и создал условия, в которых они могли проявиться в полной мере.
Главная идея повести Аркадия Гайдара “Тимур и его команда” заключается в том, что всегда можно найти себе полезное дело, важно помогать людям, уметь дружить и научиться этому с детства. Важно видеть рядом с собой людей, которым нужна твоя помощь, делать добро способен каждый – и большой, и маленький, главное принять решение и быть ему верным. Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям
Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям
Важно видеть рядом с собой людей, которым нужна твоя помощь, делать добро способен каждый – и большой, и маленький, главное принять решение и быть ему верным. Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям
Красный шарик в синем небе
К Дениске, крича, прибежала Аленка сообщить, что им срочно нужно отправиться на весенний базар, кричала, будто пожар начался. Он подхватил идею.
На базаре ребята увидели большущих людей, они разговаривали, но явно были ненастоящие. Аленка подумала, что там, внутри кукол, живые люди. Дениска засмеялся и объяснил, что внутри радио спрятано. Дети долго исследовали магазин, а потом купили по 2 больших стакана кваса.
Затем они очутились около женщины, которая торговала воздушными шарами. У Аленки оказалось 10 копеек, и она попросила себе шарик красного цвета. Она протянула его Дениске, а он был так уверен, что шарик очень хочет на свободу, что выпустил его в небо.
Аленка шла молча, а Дениска не мог ей объяснить, как это красиво, когда красный шарик улетает в синее небо! Девочка была слишком маленькая, чтобы понять это. Дети, не разговаривая, дошли до подъезда, попрощалась Аленка так:
Краткая характеристика биографии
Маленькую поэму «Сын артиллериста» Симонова следует рассматривать в контексте творчества поэта, для которого военная тематика была ведущей. Он родился в 1915 году, какое-то время работал токарем. Однако очень рано у него обнаружился литературный талант, и будущий известный поэт закончил Литературный университет.
Еще в 1930-е годы он начал публиковать свои произведения. Поступил на военную службу, окончив курсы военных корреспондентов. В годы войны автор посещал разные фронты, делая заметки и публикуя статьи обо всем увиденном. Он сотрудничал с газетами «Известия», «Боевое знамя». В годы войны пишет свою знаменитую военную лирику, которая принесла ему всесоюзную славу.
После войны Симонов продолжил свою общественно-литературную деятельность. Автор был редактором журнала «Новый мир» и других периодических изданий. В 1969-1970-е годы публикует свои пьесы, известные произведения, среди них знаменитая трилогия «Живые и мертвые», а также путевые очерки, статьи, стихотворения. Кроме того, он занимал видные политические посты. Скончался поэт в 1979 году.
Идея и основная мысль произведения
Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.
Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.
«Севастопольские рассказы», анализ которых представлен в статье, делятся на следующие 3 части: «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае».
Многие события обороны Севастополя в 1-й части видятся нам глазами поручика Козельцова, а также его младшего брата Володи». Оба брата в конце первой части погибают — старший Козельцов в геройской атаке, закончившейся нашей победой, а Володя на батарее, захваченной французами.
Во 2-й части меняется манера изложения. Рассказчик, alter ego самого автора, выдвигается теперь на первый план и является деятельным участником событий произведения.
Реально-бытовая деталь в традициях очерковой прозы 1840-х годов с особым вкусом «выписывается» Толстым. Вслед за рассказчиком читатель видит суету на набережной, военный госпиталь, расположившийся в бывшем Севастопольском собрании, трактир. Однако плодотворно и мотивированно используя литературную технику натуральной школы, Л.H. Толстой не делает описание быта самоценным, как в физиологических очерках У него это просто частности, которые играют свою роль в сложном, организованном глубокой и самостоятельной авторской мыслью художественном целом.
Читая описание пребывания рассказчика на четвертом бастионе, можно почувствовать, на каком реальном жизненном опыте автора основано и описание в «Войне и мире» действий батареи Тушина под Шенграбеном, и пребывания Пьера на батарее Раевского под Бородином. Настоящий героизм не терпит театральности и аффектов. Рассказчик встречает на батарее морского офицера. Во время разговора возобновляется артиллерийская дуэль, от близких разрывов неприятельских бомб гибнут люди Рассказчик отмечает странность собственных ощущений.
Нравственные уроки, невольно преподанные ему защитниками четвертого бастиона, не ведающими, что они герои, приводят его к «кульминационным» по своему значению размышлениям («Итак, вы видели защитников Севастополя…»). К этим словам необходимо добавить то, чего рассказчик нигде не говорит. Он сам защитник Севастополя, имеющий мужество забираться в самые горячие точки обороны, разделяя все опасности передовой линии со сражающимися на ней воинами.
В третьей части произведения «Севастопольские рассказы» опять действует вымышленное лицо — штабс-капитан Михайлов, отличающийся «робостью и ограниченным взглядом». Как и в первой части, автор соответственно этому переходит от документально-очерковой манеры повествования к инсценировкам, диалогам и иным приемам сюжетной художественной прозы. Много внимания уделено характеристике сословного расслоения офицерской среды, которое вопреки разуму и военной целесообразности сохраняется и в обстановке непрерывных боев (Михайлова мучит то, что он «аристократ» но отношению к одним, но некоторые особы — «аристократы» по отношению к нему). Во время сцены боя вводится зарисовка, напоминающая эпизод со смертельным ранением князя Андрея под Бородином — возле Михайлова и другого офицера, Праскухина, падает бомба; Михайлов бросается ничком на землю, уцелев (его легко ранит в голову), а Праскухин, оставшийся на ногах, погибает.
Третья часть произведения «Севастопольские рассказы» Толстого кончается эпизодом перемирия, когда враги, русские и французы, встречаются и беседуют под белыми флагами. В этом эпизоде мысль Толстого обретает интонации, снова напоминающие «Войну и мир», ее философско-исторические и морально-религиозные обертоны.
По своей сути Севастопольские рассказы являются военными репортажами, поэтому можно сказать, что Толстой был первым военным корреспондентом. В осажденном Севастополе и его окрестностях он находился в самый разгар крымской войны, с ноября 1854 г. по август 1855г.
Севастополь в декабре месяце
Произведение состоит из трех отдельных произведений, связанных между собой темой Крымской войны и обороны Севастополя.
Краткое содержание
Произведение начинается с утренней пейзажной зарисовки, тишина которой нарушается «раскатистыми выстрелами».
Повседневные дела сменяют ночное спокойствие. Автор обращается к читателю, описывая свои действия. Он приходит на пристань, выбирает лодку и отправляется на Графскую пристань. Там снуют толпы солдат в серых шинелях, матросы, женщины в пестрых нарядах.
Рассказчик выходит на площадь. Справа расположились баррикады, слева – красивый дом. Рядом с домом стоят солдаты, видны окровавленные носилки. Это «смешение лагерной и городской жизни» создает неприятное впечатление. Автор просит вглядеться в лица людей, чтобы понять главное. Каждый из них выполняет свое дело спокойно и уверенно, «как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». В этом спокойствии заключается героизм. Если есть сомнения, то нужно прогуляться на бастионы. Там перед глазами предстанут ужасные, грустные, великие, забавные картины.
В здании Собрания расположился госпиталь. Автор говорит о том, что не нужно бояться подойти к раненым. Они рады будут любому общению. Старый солдат ранен в ногу. Он размышляет о том, что не нужно много думать, тогда и больно не будет. «Все больше оттого, что думает человек», — говорит он. Становится совестно отчего-то перед этим человеком.
На полу лежит пухлый, бледный человек. Из-под одеяла виднеется остаток его руки, глаза его закатились кверху, он умирает.
Если нервы крепкие, можно зайти в операционную. Здесь война не с развевающимися знаменами и барабанным боем, здесь война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Страдания этих людей помогают ощутить свое ничтожество.
На улице вы можете увидеть похороны. Пройдя церковь и баррикады, попадаешь в город. Здесь трактиры, лавки, красивые женщины и щеголеватые офицеры. Приходят мысли о твердости их духа, силе воли, самоуверенности. В трактире, послушав разговоры моряков и офицеров, воодушевляешься желанием идти на бастионы. Особенно много говорят о четвертом бастионе, о котором сложилось впечатление, что это верная гибель.
Пройдя еще одну баррикаду, выходишь на большую улицу и поднимаешься по ней. Слышится недалекий свист ядер и бомб. При виде опасности внутри раздается подленький голос, говорящий о том, что лучше бы туда не идти. Нужно заставить этот голос молчать и продолжить путь. Уже совсем рядом слышатся звуки пуль, удары ядра. Мелькает мысль, что это и есть четвертый бастион. На самом деле, это Язоновский редут. Здесь сравнительно безопасно.
Пройдя шагов триста, выходишь на батарею. Офицер покажет все, что заинтересует. Он спокоен, когда свертывает цигарку, когда переходит от одного орудия к другому, когда разговаривает. Вы сами, глядя на него, становитесь спокойным, внимательно слушаете его рассказы, задаете вопросы. Вы узнаете, что этот вал, который находится совсем рядом и откуда то и дело прилетают пули, неприятельский.
Офицер, чтобы удовлетворить тщеславие, постреляет немножко. Матросы зарядят пушку. В их облике видны черты, составляющие русскую силу, простота и упрямство. На каждом лице видны не только злоба и страдание, но и сознание достоинства.
Когда мимо пролетает ответный вражеский снаряд, который мог убить, но не убил, «какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство, …, овладевает вами».
Все эти картины рождают убеждение, что невозможно взять Севастополь и поколебать силу русского народа. Причина этого кроется в том чувстве, которое лежит «в глубине души каждого, — любовь к родине». Эти люди на передовой – герои. Они возвысились духом и с наслаждением готовятся к смерти за родину.
Заканчивается рассказ красивым вечерним пейзажем.
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце»
В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.
Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.
Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.
Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.
«Севастополь в мае»
По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.
Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.
В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.
«Севастополь в августе 1855 года»
Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.
Вывод и своё мнение
В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.