Вариант 5
В творческой копилке Виктора Михайловича Васнецова много картин, на которых он изображает героев из былин и сказок. К примеру, всем знакомые «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка», «Богатыри». Картины привлекают к себе таинственностью, волшебством.
Передо мной картина «Витязь на распутье». На ней изображен богатырь, который на лошади подъехал к камню, чтобы узнать, куда ему направляться дальше. И тут он просто опешил, ведь на камне было написано, что дальнейший путь будет сложным, который навряд ли удастся пройти.
Витязь опечален, ведь выбора нет – кругом топкое болото, поросшее какими-то сухостоем. Вокруг много раскиданных камней. И они больше похожи не на валуны, а на надмогильные памятники. Над этой местностью кружит ворон, отыскивает, чем бы ему сегодня полакомиться. Неподалеку также сидят вороны. Рядом с валуном с надписью лежат два черепа – лошади и человека. Путник все это осмотрел печальным взглядом и не знает, как ему поступить дальше. И распутье это, скорее в голове у витязя, нежели в чистом поле у камня.
Приближается тяжелая темная туча, которая только усиливает драматизм ситуации. Она всем своим видом говорит о том, что предстоит трудный выбор, трудный путь. Но чуть дальше открывается чистое небо, даже с розоватым оттенком. Художник этим хотел сказать, что не все так плохо, путь может быть и трудным, но есть надежда, что витязь его пройдет с достоинством. Мне кажется, что именно такой путь – движение вперед, и выберет путник. Все закончится хорошо, как это бывает в сказках.
Варианты кратких сочинений на тему «Витязь на распутье»
Сочинения для 4 класса
Вариант 1 сочинения по картине «Витязь на распутье» Васнецова
Васнецов – знаменитый русский художник. Ему нравились былины о русских богатырях. Под вдохновением от таких произведений он написал множество картин о воинах. Самая известная – это «Витязь на распутье». Здесь изображен Илья Муромец – это самый могучий из всех русских воинов. Мы не видим его лица, но по его позе и облику можно понять, что Илья задумчив и грустен. Конь всадника тоже поник, как и его хозяин.
Муромец смотрит на камень-«вещун», на котором написано, что его ждет смерть. Витязь понимает, что идет на погибель и что ему суждено сложить свою голову на поле брани.
Цвета картины мрачные и темные. Это создает ощущение беспокойства и тревоги. Закат на фоне означает и скорый конец жизни богатыря. На поле лежат скелеты и останки людей, которые умерли в борьбе с врагом. Над погибшими воинами летает черный и мрачный ворон.
Илья Муромец понимает, что пути назад нет, а дальше его ожидает смерть. Но хочется надеяться, что мужественность и храбрость героя спасут его от погибели в очередной раз, и он останется жив.
Вариант 2 сочинения по картине Васнецова «Витязь на распутье»
Васнецов В.М. – известный русский художник, который писал на сказочные и былинные темы. Он автор картин «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» и других. Но его самой лучшей и трудной работой считается «Витязь на распутье».
Сюжет картины Васнецова очень тревожный и нерадостный. Воин и его конь стоят напротив камня, похожего на надгробный камень. На нем написано предсказание, что по прямому пути всадника ждет смерть. Воину тяжело принять решение, идти дальше или свернуть назад. Поэтому его образ такой печальный.
Под облаками кружит черный ворон, а на самом поле лежат скелеты убитых воинов и их верных коней. Само небо спокойное и безмятежное. Возможно, это означает, что надежда на хорошее еще есть, и витязь вернется со следующей битвы живым и невредимым.
Сочинение для 6 классаВаснецов «Витязь на распутье»: план и сочинение
План.
1. Былины в творчестве Васнецова;
2. Описание картины;
3. Фон и символы;
4. Мое мнение о «Витязе на распутье».
В.М. Васнецов является одним из самых самобытных художников нашей страны. Многие свои работы он посвятил теме былин и сказаний. Самыми удачными образами в его картинах можно назвать русских богатырей – всесильных и могучих.
На полотне «Витязь на распутье» изображен русский воин на своем белом скакуне. Их фигуры задумчивы и грустны. Перед ними – камень, который «обещает» верную смерть героям. На воине кольчуга, копье, щит и булава. Он готов к новому сражению, но ему трудно дается это решение. Акцент в картине сделан на проблеме выбора: идти вперед или же вернуться домой?
А над полем зловеще кружит ворон в поисках новой добычи. Здесь больше нет никого живого, ни человека, ни зверя. Только плотоядные птицы и скелеты воинов, сложивших здесь свои головы. Само небо словно замерло на время перед очередной великой бойней, где нашему богатырю суждено или выжить, или доблестно погибнуть.
Мне нравится картина Васнецова «Витязь на распутье». Здесь показана отвага и храбрость человека, который пойдет до конца, невзирая на страх перед смертью. Но очень хотелось бы верить, что он будет жив, и что от его руки погибнет много врагов, напавших на Матушку-Русь.
Примерный план обучения по чтению в 4 классе
Пособие разработано специально по методическим рекомендациям и включает в себя:
- летописи и былины;
- классические произведения известных авторов и устное народное творчество;
- стихотворения о природе Тютчева, Фета, Некрасова, Пастернака и других поэтов;
- сказки Бажова, Аксакова, Одоевского;
- детские и фантастические рассказы;
- произведения зарубежных писателей.
Учеников ожидает встреча с героями сказок «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «Город в табакерке», «О потерянном времени», «Русалочка», «Путешествия Гулливера» и других произведений. Несмотря на их кажущуюся простоту, в каждом тексте поднимается уже вполне взрослая проблематика. Детям предстоит задуматься о том, что хотел сказать автор, и сделать выводы.
«Витязь на распутье»
Витязь на распутье Васнецов Виктор Михайлович
Холст, масло. 1878 г.
Сюжет картины: связанный с русской былиною «Илья Муромец и разбойники», — увлёк художника ещё в начале 1870-х годов: что можно видеть из васнецовских набросков; в окончательном виде композиция впервые была исполнена к VI Передвижной выставке 1878 года: таким образом, «Витязь…», — первое большое произведение В. М. Васнецова на былинную тему.
Картина с VI Передвижной, — была представлена также на первой выставке Союза русских художников, в 1903 году, — а вскоре после этого продана коллекционеру из США. В начале 2013 года предполагалось её участие в торгах лондонского аукционного дома Mac Dougall’s; сообщение от 21 февраля 2013 г., 8 ч. 45 мин. Вообще же, — известно до десяти авторских вариантов данной композиции, и среди них особенно знаменита картина 1882 г. в Государственном Русском музее. Если на VI Передвижной выставке, — фигура всадника представлена была в трёхчетвертном, левом повороте: лицом к зрителю, — то в серпуховском варианте Витязь развёрнут уже в профиль, а на картине из Русского музея он будет обращён к зрителю спиною.
Общая логика васнецовского замысла такова, что художник постепенно «погружает» зрителя в повествование; «обезличив» в конце концов своего богатыря, — он тем самым форсировал «эффект участия»: так, чтобы мы смотрели уже не на героя, но на мир картины, глазами этого героя. Популярное название, «Витязь на распутье» — не является авторским: сам В. М. Васнецов определил свой сюжет словами «Витязь в раздумье перед прямой дорогою», — в письме к Павлу Петровичу Чистякову, от 25 апреля 1882 года, — Виктор Михайлович Васнецов. Распутья и выбора одной из трёх дорог, в большинстве повторений его картины, — нет; показана драматичная ситуация порубежья: богатырь оказался на краю чуждого, неведомого, гибельного «дикого поля», — и должен сейчас этот рубеж преодолеть. Если в раннем варианте картины, — надпись на камне повторяла былинный текст целиком: «Направо ехати — женату быти, налево ехати — богату быти…», — то позднее (- как и здесь) художником была оставлена лишь грозная концовка: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
Тему напряжённого, судьбоносного выбора прямого пути — в данном варианте усиливает «гамлетовский диалог»: профиль Витязя устремлён прямо на человеческий череп, лежащий рядом с межевым камнем. Приглушенные краски сумерек усиливают настроение тревоги, — но и фигура белого: «триумфального», коня, — читается на этом фоне как предвестие грядущей победы героя картины.
Детали и атмосфера
Первоначально автор задумывал нарисовать «Витязя на распутье» лицом к зрителю. Однако позже Васнецов поменял решение, сделав акцент не на ключевом персонаже, а на его смятении и трудности выбора пути. Эта работа не похожа на предыдущие полотна Васнецова. Если ранее в его творчестве присутствовали сказочные мотивы с легким сюжетом, то теперь оно наполнено тревогой и безысходностью. Сама атмосфера, которую изображает автор, мрачная и безрадостная. И даже конь, верный спутник витязя, стоит с поникшей головой – голодный, уставший и обессиленный после череды кровавых и безжалостных сражений.
На камне, преградившему путь всаднику, начертана всего одна надпись, которая означает: «прямо пойдешь – живым не бывать!» Всё пропитано духом смерти и возможной скорой кончины самого богатыря. Даже предзакатное небо словно символизирует приближение финала и рокового исхода. Дилемма, возникшая у героя, не позволяет ему скоро принять решение: вернуться назад и спастись или погибнуть, сражаясь за родину?
Сама картина написана в мрачных тонах, где нет ни луча радости. К слову, на первых эскизах Виктора Михайловича были изображены пути, как бы дающие призрачный шанс. Но позже Васнецов отказался от этой затеи, не оставив и тени надежды. Воин готов сражаться за Русь и стоять до конца, даже если впереди его ждет погибель… Но какой же внутренней борьбы стоит сделать этот выбор!
На картине присутствуют вороны. Эти птицы – зловещее предзнаменование. Двое воронов находятся на земле, а третий пролетает над полем. По правую сторону от нашего всадника лежат человеческий череп и останки коня – всё, что осталось от некогда бравого воина и его верного спутника, давно погибших на этом месте.
Отдельное внимание заслуживает и копье, которое воин держит в руке. На полотне изображено пехотное копье, то есть предназначенное для пеших воинов
Всадники же вооружались конным. Примечательно, что в предыдущих этюдах не было такой особенности. Искусствоведы спорят и по сей день: что же автор хотел этим донести до зрителя? Ошибся или сознательно допустил такую историческую неточность? Возможно, всадник готов в любой момент потерять своего коня, и поэтому в его руке именно пехотное копье.
«Витязь на распутье», Васнецов
Год написания: 1882Размер: 167 × 308 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 129 слов
Картина «Витязь на распутье» была создана Виктором Васнецовым под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Таким образом, главным героем полотна предположительно стал именно этот богатырь.
Илья Муромец изображён верхом на белом коне полу боком к зрителю. Витязь вооружён копьём, луком и стрелами. За спиной воина висит круглый щит, на голове надет тяжёлый шлем, тело защищает кольчуга.
Богатырь склонил голову, чтобы прочитать надпись на большом путеводном камне. Там высечено: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
Это означает, что у не привыкшего отступать перед трудностями Ильи Муромца есть лишь один путь — на верную смерть. Героя не испугают ни лежащие на поле людские черепа, ни хищные чёрные вороны, ни уходящее за горизонт солнце, сулящее схватку с неприятелем в кромешной тьме.
Вариант 2 — Подробно
15 предложений/ 239 слов
На создание картины «Витязь на распутье» Виктора Васнецова вдохновила былина «Илья Муромец и разбойники». Таким образом, можно предположить, что именно этот русский богатырь стал главным героем полотна.
Илья Муромец изображён верхом на белоснежном коне полу боком к зрителю. Витязь облачён в шлем и кольчугу, в правой руке мужчина держит длинное красное копьё с острым наконечником. На плече у богатыря висит колчан со стрелами, за спиной блестит круглый щит.
Военный наряд героя сообщает нам о том, что мужчина в любой момент готов к бою. Но сейчас витязь находится в глубокой задумчивости. Он низко склонил голову, чтобы прочитать надпись на большом камне, стоящем на своём пути. Там высечено грозное предостерегающее послание: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».
Богатырь понимает, что у него есть всего два возможных пути: двинуться вперёд на верную смерть или повернуть назад. Слева за спиной всадника изображена дорога, по которой он приехал к камню, но Илья Муромец не привык отступать, поэтому нет сомнений, что герой выберет первый вариант.
Не испугают витязя ни жёлтые людские и лошадиные черепа, лежащие у подножия камня. Ни кружащие над широким полем, посреди которого остановился богатырь, хищные чёрные вороны.
Тем временем день клонится к вечеру, поэтому на заднем плане картины мы можем видеть уходящее за горизонт солнце и небо, окрашенное в розовые и фиолетовые оттенки. Означать это может лишь одно: свой путь витязь продолжит в полной темноте, что значительно уменьшит шансы мужчины на выживание.
см. также:Все сочинения-описания картин
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье
Об авторе: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)- русский художник. На его многочисленных живописных работах представлены различные сюжеты: былинно-исторические, бытовые, религиозные, сказочные, а также портреты и пейзажи. На картине Васнецова Витязь на распутье использован сюжет по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники».
Это художественное полотно было написано в 1882 году. А идея его создания у художника зародилась еще в 1870 году. Тогда и были сделаны первые эскизы, а в 1877 году из-под кисти мастера вышел первый вариант картины. Первоначально всадник был развёрнут лицом к зрителю. Но потом автор передумал. Наиболее важным для него стало показать зрителю, что написано на большом камне. Как писал сам Виктор Михайлович, текст этой надписи он нашел в публичной библиотеке. Но на полотне видна только часть текста: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». А в продолжении было бы: «направу ехати — женату быти, налеву ехати — богату быти». Вторую часть надписи автор сначала частично спрятал под мох, а затем стёр.
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье: описание и анализ художественного полотна
На картине Васнецова Витязь на распутье мы видим воина в доспехах на белом коне. Он был в дальнем походе, а теперь возвращается в родные места. Его долгий путь проходил через лесные чащи и топкие болота. И вот уставший путник оказывается в чистом поле. И что же он здесь видит? Всё поле усеяно останками людей и лошадей. Повсюду видны огромные валуны и камни. Вся земля покрыта мхом и высохшей травой. Черные вороны на этом мертвом поле не оживляют его, а делают картину более мрачной. На пути у всадника оказывается огромный камень с надписью. Там предупреждение, что если кто прямо пойдет, тот будет убитым. Тяжелую участь путникам предрекает и большая темная туча на небе.
На витязе надеты серебристые шлем и кольчуга, на ногах зеленые сапоги. В правой руке он держит копьё. На поясе закреплена булава. А за спиной находится колчан со стрелами и круглый щит. Красивый белый конь, на котором сидит богатырь, тоже устал от дальнего похода. Он склонил свою голову с роскошной гривой.
Витязь удручённо смотрит на черепа и кости убитых людей. В этот момент он думает, сколько же добрых молодцев полегло на этом поле. Ему надо решить, ехать ли ему прямо или свернуть с этого пути. Конечно же, бесстрашный воин поедет прямо навстречу разбойникам. Доспехи защитят его от вражеских стрел и копий. Розовое небо справа на горизонте дает нам надежду, что он выйдет из этого боя победителем.
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 4, 5, 6 класс
Предыстория создания картины
Работа над «Витязем» заняла у художника порядка пятнадцати лет. Его «Предтечей» можно считать картину Виктора Михайловича «Воин в шлеме с кольчужкой», написанную им в 1877 году. В 1878 г. она была продана частному лицу. Сейчас «Воин» находится в Художественном музее Серпухова.
Вдохновением для создания работ о богатырях послужила старинная русская былина «Илья Муромец и разбойники», с сюжета которой Васнецов писал свои полотна. С той поры художник практически всё свое творчество посвящает именно теме былин и сказаний.
В 1878 году положительные отзывы о картине «Витязь на распутье» стали дополнительным толчком и стимулом для написания еще одной её версии. Вскоре была написана вторая картина. Теперь Васнецов увеличивает масштаб, рисуя на холсте большего размера, добавляет цвета и некоторые дополнительные детали. Фигура богатыря становится более монументальной и мощной, а сам дух картины еще сильнее погружает зрителя в состояние напряжения и трагизма.
Второй «Витязь» был продан меценату Савве Мамонтову, с которым Васнецов имел дружеские отношения. В наши дни вторая версия картины находится в Петербургском Государственном русском музее.
Сравнительный анализ двух вариантов
Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта
Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной.
Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня
В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря.
Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем.
Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным
В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи.
Еще одна примета поджидающей опасности.
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.
Красный – цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох.
По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.. Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным
Это вызывает более эмоций у зрителя
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных
Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
Статью прочитали 504