Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?
Птенчики уже подросли, и настало время для полётов.
Вожак стрижей толкнул Скрипа из норы, тот раскрыл крылья и взлетел.
Другие взрослые птицы-стрижи сопровождали его, не позволяя упасть.
Скрип проносился над различными просторами и вскоре понял, что справляется уже сам.
Его переполняли замечательные эмоции.
Восторженное состояние передают следующие слова:
«И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».
Такое ещё необычное, новое умение дало герою возможность увидеть всю окружающую красоту, открыть для себя новый мир.
Ведь ранее его кругозор был ограничен, а сейчас он не имеет краёв: летай сколько хочешь, смотри сколько хочешь, наслаждайся лёгкостью полёта сколько хочешь.
Несомненно, это было ощущения непреодолимого счастья.
Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?
Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелёт в тёплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.
А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.
А также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.
Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в тёплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.
Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.
Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.
Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.
Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это всё благодаря таланту писателя.
Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?
- Неизвестный свет
- Мамина наука
- Стрижиха пропала
- Дружность стрижей
- Стриж научился летать
- Новое жильё
- В руках у мальчиков
- Тревожность стрижей
- Отправление в тёплые края
Я начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».
Потому что они сразу дают возможность понять, о чём будет идти речь в рассказе.
Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.
И так дальше по плану.
Подсказка:
- Пример пересказа произведения от имени стрижонка Скрипа
- Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
- Ответы к рабочей тетради 4 класса «Природа и мы» стр 75 — 82
- Краткая биография Виктора Астафьева и презентация
________
Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?
Наступил конец летнего периода.
Именно тогда стрижи начали вести себя беспокойно.
Они понимали, что совсем скоро придётся расстаться с родными краями и отправляться в дальний путь.
А также они осознавали, что этот путь будет тяжёлым, как и места, в которых придётся жить.
И не всем им удастся выжить в столь опасных условиях, и не всё вернутся домой.
Поэтому такое необычное поведение птиц в тот период вполне оправдано.
Я думаю, что автор выбрал такие слова, так как они наиболее точно передают состояние страдающих птиц.
Тревога – из-за предчувствия чего-то неведомого, опасного; тоска – из-за расставания со столь родными местами.
Читая о таких изменениях в жизни птиц, мне и самому стало не по себе.
Я искренне надеюсь, что их путь выдастся лёгким, и все они выживут.
Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?
Жизненный путь Скрипа был наполнен различными приключениями.
И вот однажды с ним произошла неприятная ситуация – попал герой в «плен» к детям.
Когда Скрип вырос, настало время строить независимый дом.
Он вырыл нору, но не надлежащей глубины.
Она была такой, что рука человека могла туда проникнуть, а тем более ручка ребёнка.
Видимо, так сказалась неопытность и усталость героя.
Из-за этого уже вскоре Скрипа схватил мальчишка, что нашёл нору со своим другом.
Можно только представить, что чувствовала эта птица, попав в «страшные руки врага».
Автор детально не описывает состояние Скрипа, но, скорее всего, это был неимоверный страх и чувство бессилия.
Думаю, у него колотилось сердце, чуть ли не выскакивая из груди.
Ведь он понимал, что люди могут сделать с ним всё что угодно. При этом, никто не сможет помочь.
К счастью, ребята оказались не жестокими и не издеваться над такой находкой: они отпустили птицу на волю.
Мне кажется, в этот момент наш герой не мог поверить своему счастью и за несколько последних минут впервые вздохнул на полную грудь.
Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.
Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.
Нельзя доставать из гнёзд птенцов или каких-либо других животных.
Они очень пугаются и тяжело переживают это.
При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.
При этом автор называет мальчишек хорошими.
Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили её на волю.
Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.
Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.
А могло же всё закончиться по-другому.
Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.
Тогда всё закончилось бы плачевно.