4 класс. литературное чтение. бойкина, виноградская. рабочая тетрадь. страницы 19, 20, 21, 22

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр – былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч – трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

  • Поэтическая форма повествования, чаще всего тексты писались тоническим стихом с четным числом ударений (2-4).
  • Наличие четкой структуры: запев – зачин – экспозиция – концовка.
  • Герои нередко имели реальные прототипы или воспринимались народным сознанием как воплощение зла.

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Важные разделы учебного пособия Кубасова (Ассоциация 21 век)

Онлайн-справочник помогает ребятам погружаться в увлекательный мир чтения. Книги играют важную роль в жизни каждого человека. Они расширяют кругозор за счет разноплановой полезной информации, положительно влияют на личностное развитие детей и их моральный рост, учат решать проблемы и находить выход из разных жизненных ситуаций, обогащают словарный запас, способствуют формированию грамотности, а также развивают фантазию, память образное и логическое мышление. Стоит отметить и тот факт, что, кроме содержательных лекций преподавателя и внеклассного чтения литературных произведений, школьная программа включает в себя массу теоретических параграфов. Рассмотрим наиболее важные из них:

  • понятие о фольклоре; эпические жанры народного творчества; древнерусская литература.

Программа этого года включает в себя уже довольно сложные и объемные произведения. Школьники читают их, анализируют сюжет и авторскую позицию, выражают собственное мнение, пытаются определить главный смысл и мораль каждого литературного шедевра. Личным помощником в этом непростом деле для них становится решебник издательства Ассоциация 21 век. Электронный консультант приходит на выручку при возникновении затруднений, позволяет легко справляться с ними и сдавать на проверку отличные работы. Виртуальный консультант поможет ученику четвертого класса оперативно справиться с освоением перечисленных выше параграфов и позволит стать лучшим специалистом в области гуманитарных наук среди своих сверстников. Благодаря этому онлайн-пособию любой четвероклассник может полноценно освоить всю программу года, сделать правильные выводы из прочитанных произведений, повысить уровень своей культуры и грамотности. А самое главное – включение решебника в учебу позволяет детям регулярно радовать родителей пятерками и гордиться своими учебными успехами.

Оцените решебник:

4238

Онлайн решебники 3 класс по всем предметам, гдз и ответы к домашним заданиям. Английский язык 3 класс контрольные задания и аудирование Spotlight Н. Быкова. Авторы: Н. Быкова В. Эванс.

Особенности изучения литературы в младших классах

Чаще всего оно проводится с помощью специальных пособий.

30.10.2018 4:44:37

2018-10-30 04:44:37

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение

В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь

Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда – пафос. Во втором – рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок

Во втором – рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

Что роднит былину со сказкой и в чем их отличие?

Былина и сказка несомненно имеют много общих черт, но есть между ними и существенные отличия. Прежде всего разберемся со сходством.

И былина и сказка являются жанрами устного народного творчества, записывать их стали уже позже. Главным в этих произведениях оказывается борьба главного героя со злом, которое угрожает и самому герою и всей стране.

Теперь различия. Действия сказок происходит обычно в вымышленном государстве, а действие былины всегда происходит в конкретном мере Руси. То есть сказка – это целиком вымысел, фантастическое произведение, а былина все-таки основана на неких исторических событиях и ее герои часто имели реальных прототипов. Былина чаще всего сочинялась в стихотворной форме, ее пели, сказка – произведение прозаическое, ее рассказывали.

Роднит былину и сказку то, что эти два жанра происходят из народа, то есть передавались из уст в уста. У сказки и былины часто похож стиль написания. Есть зачин, концовка, главный герой, который положительный. Былина отличается от сказки тем, что там зачастую главными героями являются богатыри. Их действия вполне могли быть в реальной жизни, а вот в сказках волшебные персонажи присутствуют, или волшебные предметы, или волшебный и нереальный сюжет. В былинах герои побеждают зло без волшебства, в отличие от сказок. Часто в былине есть персонаж в котором воплощены лучшие качества народа. Например былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Или сказка “О рыбаке и рыбке”. Мораль в былинах – любовь и защита Отечества, а в сказках разная.

И былина, и сказка жанры устного народного творчества. Главным в каждом из этих жанров является борьба со злом. Главный герой вступает в борьбу и всегда оказывается победителем. Сказки в основном написаны прозой, хотя есть и стихотворные варианты. Былины также сочиняются в стихотворной прозе. Былины красиво исполняли певцы-сказители (бояны).

В былинах воспевались исторические события, происходящие на Руси. И герои в отличие от сказочных были реальные, имеющие своих прототипов.

Их отличие в том, что сказка это чудесный вымысел. Герои в ней зачастую сказочные. Животные не только понимают людскую речь, но и сами обладают голосом.

Говоря о сходстве и различии былин и сказок, я бы выделила следующие:

  • главные действующие лица в былинах – чаще всего реальные люди, в сказках – вымышленные.
  • размеренный ход повествования в сказках оживляется с помощью разного рода волшебных элементов: предметов, злых или добрых волшебников, чудес. В былинах элемент волшебства сведен к минимуму.
  • мораль в сказках – самая разнообразная, в былинах почти всегда акцент делается на служении и/или защите Родины.
  • в былинах женские образы в основном пассивные и, по большей части, вымышленные. В сказках женщины/девушки могут быть даже главными героинями.
  • В былинах рассказывается о конкретных, действительно существовавших врагах, не вымышленных и не абстрактных.
  • В былинах место действия четко обозначено – конкретный город, место – река, озеро и т.д., в сказках – не определено.

Задания

стр.4 стр.5 стр.6 стр.7 стр.8 стр.9 стр.10 стр.11 стр.12 стр.13 стр.14 стр.15 стр.16 стр.17 стр.18 стр.19 стр.20 стр.21 стр.22 стр.23 стр.24 стр.25 стр.26 стр.27 стр.28 стр.29 стр.30 стр.31 стр.32 стр.33 стр.34 стр.35 стр.36 стр.37 стр.38 стр.39 стр.40 стр.41 стр.42 стр.43 стр.44 стр.45 стр.46 стр.47 стр.48 стр.49 стр.50 стр.51 стр.52 стр.53 стр.54 стр.55 стр.56 стр.57 стр.58 стр.59 стр.60 стр.61 стр.62 стр.63 стр.64 стр.65 стр.66 стр.67 стр.68 стр.69 стр.70 стр.71 стр.72 стр.73 стр.74 стр.75 стр.76 стр.77 стр.78 стр.79 стр.80 стр.81 стр.82 стр.83 стр.84 стр.85 стр.86 стр.87 стр.88 стр.89 стр.90 стр.91 стр.92 стр.93 стр.94 стр.95 стр.96 стр.97 стр.98 стр.99 стр.100 стр.101 стр.102 стр.103 стр.104 стр.105 стр.106 стр.107 стр.108 стр.109 стр.110 стр.111

Своевременное решение проблем с литературой

Для того, чтобы ребенок с удовольствием посещал данный предмет, его нужно с самого детства приучать к чтению. Но большинство родителей предпочитают вместо совместных прочтений сказок, давать своим отпрыскам вволю лазить на просторах интернета. Поэтому большинство школьников относится к литературе если и не поверхностно, то и без особого интереса. А так как в этом году предстоит изучать весьма непростые произведения, то соответственно и успеваемость по дисциплине может упасть. Как правило, больше всего трудностей ученики испытывают при знакомстве с такими произведениями, как:

  1. «Вещий Олег».
  2. «Житие Сергия Радонежского».
  3. «Ильины три поездочки».

И если смысл былин еще можно уловить и разобраться в общей концепции, то вот задания, которые предлагают выполнять школьникам авторы учебных пособий порой ставят тех в тупик. Разобраться в них поможет решебник к пособию «Литература 4 класс Рабочая тетрадь Ефросинина (Вентана-Граф)», ведь в нем все подробно прописано.

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. и справедливость, их восстановление – основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

TheDifference.ru определил, что отличие былины от сказки заключается в следующем:

Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя. В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано . Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в , именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых – народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

  • Сказка – для поучения и увеселения слушателей.
  • Былина – для воспевания подвигов богатырей.

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие – объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины – в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

Описание к рабочей тетради

Год: 2022, 2023.

Стандарт: ФГОС.

Издательство: Просвещение.

Издание (номер): 8-е, переработанное.

Серия: Школа России.

Авторы:

ГДЗ (решебник) и ответы к рабочей тетради по литературе 4 класс (Бойкина, Виноградская). Школа России рабочая тетрадь в одной части.

Рабочие тетради по Литературному чтению входят в состав учебно-методического комплекса издательства Просвещения серии Школа России, разработанному на основании требований ФГОС. Соответствуют содержанию базового учебника под ред. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. В нем представлены художественные произведения, отобранные для изучения в соответствии с психофизическими возможностями четвероклассников.

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста – «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина – особым стихом.

Далее рассмотрим другие сходства и различия сказки и былины. В начале текстов присутствует указание на место действия. «В некотором царстве, в некотором государстве» – так начинается «Марья Моревна», формула для жанра традиционна и лишена конкретики. А «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» прямо говорит о том, где разворачиваются события – город Чернигов.

Следующее сходство и различие сказки и былины – главные герои. Вроде они оба – и Иван-царевич, и богатырь Илья – смелы, решительны и отважны, но главной целью Ильи является бескорыстный подвиг ради спасения родного народа, а Иван при всех своих положительных качествах все же действует в собственных интересах – желая вернуть себе утраченную супругу.

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Вопрос 2. Страница 127

Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.

Вопрос 3. Страница 127

Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.

Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Миша воспитанный, учтивый, любознательный, внимательный и добрый.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков…»

Вопрос 4. Страница 127

Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

Вопрос 5. Страница 127

Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку.

Вопрос 6. Страница 127

Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

План для краткого пересказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

Вопрос 7. Страница 127

Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Рассказ от лица Миши

Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков, узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень жалко. Потом я разговаривал с надзирателем  — господином Валиком, и познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в табакерку оказалось сном, но я многому из него научился. 

Вопрос 8. Страница 127

Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?

Сказка «Аленький цветочек» — в ней описывается волшебное блюдечко и наливное яблочко, глядя в блюдечко, можно увидеть разные дали, страны и чудеса.
«Гуси -лебеди»- печка, сама выпекающая пирожки.
«По щучьему велению»- печка Емелина.
«Финист – ясный сокол»
«Летучий корабль» 

Вопрос 9. Страница 127

Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Сказка, в которой используется художественный приём «сновидение» —  «Сказка о золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

← Предыдущее
Следующее →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: