ГДЗ Тесты по литературному чтению 4 класс ТЕСТ номер 1 Вариант 2 Номер 6

Ответы к стр. 13 — 15

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: «Сорока», «Ладушки». В них нередко уже есть «урок», наставление. Например, в «Сороке» белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином «прибаутки». Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке — золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая «горох веяла» и «просо сеяла».

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша

Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом

4 класс Проверочная работа по литературному чтению. Тема «Летописи, былины, жития»

Проверочная работа по теме «Летописи, былины, жития»

Выбери правильный ответ

1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?

1) былины   2) летопись 3) житие   4) слово

2. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история

о князе Олеге?

 1) былина   2) летопись 3) житие  4) слово

3. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?

 1) собрал большое войско   2) долгое время осаждал город

 3) поставил корабли на колёса   4) убедил греков сдаться

4. Отметь, каким образом погиб князь Олег?

 1) погиб в бою   2) умер от укуса змеи

 3) умер от болезни в походе   4) умер от старости

5. Как прозвал Олега народ?А) мудрым Б) удалым С) вещим

6. Сколько лет жил князь Олег?

 1) 33   2) 63 3) 36  4) 43

7. Укажи, как называется старинная народная эпическая песня-сказание о богатырях?

1) былина   2) летопись  3) житие   4) слово

8. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?

 1) женатым быть   2) убитым быть 3) пленным быть  4) богатым быть

9. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?

 1) Кирилл 2) Варфоломей 3) Стефан 4) Фёдор

10. Укажи, что попросил отрок Варфоломей у старца?

 1) знание грамоты  2) богатства для семьи

3) здоровья родителям 4) счастья всем людям

11. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергее Радонежском?

 1) былина   2) летопись 3) житие  4) слово

12. Отметь пословицу, которая не характеризует русских богатырей.

 1) На вид богатырь, а сердце как у птенца .

 2) Не родом богатырь славен, а подвигом.

 3) Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.

 4) Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот богатырь, что врага одолевает.

13. Узнай героя по описанию и запиши.

а) И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал.

_____________________________________________________________________

б) В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение дня всего.

_____________________________________________________________________

в) Он обратился к Варфоломею, подозвал его и поцеловал его во имя Христа и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь чадо?»

г) Он совершил три поездочки.

14. Соедини произведение и его жанр.

«Житие Сергея Радонежского»

былина

«Ильины три поездочки»

летопись

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда

15. Соедини слово и его толкование.

драгоценные камни

гривны

шёлковые ткани

паволоки

деньги Древней Руси

псалом

монах

яхонты

изысканная еда

черноризец

религиозное песнопение

Былины

Термин «былина» ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри — главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Ответы к стр. 13 — 15

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

Запиши свой план или используй данный.
• Первый подвиг богатыря.
• Второй подвиг богатыря.
• Третий подвиг богатыря.
• Илья Муромец — защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

«Илья Муромец» — М.-Л., 1958 г.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр — «Медведь в бору», «Волк и гуси», «Коршун», «Волк и овцы» — говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Литературное чтение. Тест по теме Летописи.Былины.Жития.4 класс

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтениюв 4 классе«Летописи. Былины.Жития»

подготовила учитель начальных классовТаранина Жанна Николаевна

п. Новокумский2012ТЕСТ 1 Вариант 1 Фамилия________________________А 1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?многие тысячи лет назад

Когда появилось устное народное творчество

с появлением письменности

когда стали печатать первые книги

А 2. Почему Олег не принял вино от греков?Оно прокисло

Он не пил вина

Оно было разбавлено

Оно было отравленоА 3. Что означает слово ПАВОЛОКИ?Драгоценности, наряды

Шелковые ткани, покрывала

Деньги Древней Руси

Еда, кушанье

В 1. Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?

Сказка 3. Быль Летопись 4. Былина

В 2. Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении?Кирилл 3. Сергий Стефан 4. ВарфоломейС 1. Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим имением в Ростовской области?Из-за частых хождений с князем в ОрдуИз-за частых набегов татар на РусьИз-за многих даней тяжких и сборов ордынскихИз-за переезда с родной землиОЦЕНКА УЧИТЕЛЯТЕСТ 2 Вариант 2 Фамилия_________________________А 1. Сколько кораблей было у ОлегаТысяча

Две тысячи

Три тысячи

Четыре тысячи

А 2. Что означает слово УЗОРОЧЬЕ?Драгоценности, наряды

Шелковые ткани, покрывала

Старинные монеты

Еда, кушаньяА 3. Сколько княжил Олег?Двадцать лет

Тридцать лет

Тридцать три года

Тридцать два года

В 1. Кто такой богатырь?

Богатый человек 3. Защитник РодиныМогучий человек 4. Воин, обладающий необычной силой

В 2. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?Гулял по лесу 3. Искал скот Пастушил 4. Играл с детьмиС 1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронилНе хотели, чтобы он вёл такую жизньСыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителямБоялись жить одниОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮЗадания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами ( в заданиях этого уровня может быть как один, так и несколько верных ответов).Работа не содержит ошибок – оценка «

О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.

О том, как он видел на перепутье надписи и, не испугавшись, поехал той дорогой, что предвещала смерть.

Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.

В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.

Сначала он поехал дорогой, что предвещала женитьбу.

Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.

Среди них была красавица королевна.

Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.

Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица.

Тогда он схватил её и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.

И тут Илья всё понял.

Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.

Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям.

А королевну убил, чтоб больше никому не причинила зла.

Далее Илья поехал к большому белому камню, который, судя по надписи, вещает богатство тому, кто его сдвинет.

А этого никому не удавалось.

Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.

Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными.

На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.

После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: